Каковы последствия, если оплатила за обучение и не посещала занятия?

Отчисляют ли платников: уважительные и неуважительные основания для исключения, сроки, возможность восстановления. Порядок и нюансы проведения процедуры.

Отчисляют ли платников по собственному желанию или требованию вуза? Конечно, но на основании серьезных причин.

Независимо от того, учится студент на бюджетной, платной основе, его могут отчислить по уважительной или неуважительной причине.

Порядок проведения процедуры указан в статье № 61 Федерального закона «Об образовании», и учащиеся на платном отделении привилегий при решении проблемы не имеют.

За что могут отчислить?

Поводы для отчисления учебное заведение определяет самостоятельно. Это прописывается в уставе, опубликованном на официальном сайте вуза. К уважительным причинам относят:

  • Собственное желание обучающегося;
  • Смена места жительства;
  • Наличие медицинских показаний;
  • Семейные, личные обстоятельства;
  • Призыв в армию.

Отчислить обучающихся на коммерческих условиях могут по неуважительным поводам:

  • Несоблюдение общественных норм, установленных университетом и общежитием, шумное, разбойное поведение, порча имущества, курение в неположенных местах.
  • Оскорбления, бестактное отношение к преподавателям, студентам.
  • Появление в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, употребление запрещенных веществ.
  • Указание неверной информации при поступлении, предоставление фальшивого паспорта, аттестата.
  • Нарушение условий контракта, сроков оплаты обучения, игнорирование предупреждений. О просрочке студент получает извещение от руководства факультета. Он продолжит учиться, погасив задолженность за отведенный период.
  • Плохая посещаемость, неуспеваемость.
  • Несвоевременный выход из академического отпуска — за 30 дней до начала обучения не оформлен допуск, обучающийся не появляется на занятиях 10 дней.
  • Неоправданная неявка на сессию.
  • Тюремное заключение.

Студента могут отчислить из-за невыполнения учебного плана:

  • Не завершил какую-либо аттестационную работу (выпускную квалификационную (ВКР), отчетную, курсовую), не прошел практику, не защитил диплом специалиста.
  • Не получил положительный балл по предмету на основном экзамене, двух последующих пересдачах. Оспорить оценку можно во время экзамена или позже. Первая пересдача назначается преподавателем, вторая — деканатом.
  • Провалил три экзамена (больше 80% от сессии).
  • Не сдал недостающие предметы при переводе на смежный факультет.
  • В отведенный деканатом период студент не ликвидировал задолженность. Обычно срок истекает через 30 дней с момента окончания зимней сессии, летних каникул.

Систематическая непосещаемость не является основанием для исключения на законодательном уровне, но она прописывается во внутреннем уставе вуза и приравнивается к неуспеваемости. В российских учебных заведениях максимально допустимый процент прогулов без уважительной причины от общего количества лекций составляет 3−5%.

В уставе вуза пункт прописывается подробно. Студент, не посещающий занятия по весомой причине и владеющий подтверждением, имеет шанс избежать исключения. Уважительные пропуски не портят репутацию обучающегося.

Каковы последствия, если оплатила за обучение и не посещала занятия?

Порядок отчисления

Организационные моменты, касающиеся процедуры исключения, прописываются в уставе учебного заведения и обговариваются индивидуально с обучающимся. Отчисление не становится для студента неожиданностью: его оповещают заранее.

Процедура не проводится во время каникул, декрета, академического отпуска, больничного.

Отчисляют следующим образом:

  1. Если исключение происходит по воле обучающегося, он оставляет заявление и направляет в деканат, где его рассматривают 10 дней.
  2. Когда инициатором исключения выступает вуз, студент предоставляет руководству объяснительную, указывает причину прогулов, неуспеваемости. Отказ сообщить подробную информацию не препятствует исключению.
  3. Сотрудники факультета оформляют и передают документацию ректору. Он подписывает, возвращает администрации факультета, что обычно занимает 3 дня.
  4. На факультете оформляют акт об исключении и направляют в отдел кадров. Отчисляемый ознакомляется с актом в течение 10−14 дней и расписывается.
  5. Вся документация, подававшаяся при поступлении, возвращается студенту. Нужно вернуть студенческий билет, зачетную книжку, предоставить заверенный обходной лист, подтверждающий отсутствие долгов. Обучающийся посещает указанные кабинеты, коммерческий отдел, общежитие, библиотеку, методический отдел, администрацию факультета.

Студент, обучающийся на платной основе, должен быть внимателен: плата взимается, пока официально не выйдет приказ о том, что его отчислили. Чтобы избежать исключения, обучающийся может взять перерыв на 1−2 года, но по уважительной причине. В этот период он спокойно готовится к пересдаче.

Какие документы получают отчисленные?

Исключенному с платного отделения студенту, предоставившему обходной лист, выдаются оригиналы документов, подававшиеся при поступлении: школьный аттестат, диплом об окончании среднего профессионального учреждения, свидетельства и прочее.

Следует запросить академическую справку, где прописываются освоенные дисциплины с указанием количества часов, оценок. Она поможет вернуться в вуз, поступить на ту же специальность в другое учебное заведение, перевестись на смежный факультет.

Как оспорить отчисление?

Отчисленный может обжаловать решение, аннулировать действие приказа и вернуться на обучение, если процедура выполнена незаконно: в процессе сессии допущена ошибка, исключение произошло без предоставления двух пересдач.

Проблема отчисления решается в пределах вуза при посещении ректората. У обучающегося есть право обратиться в следующие организации:

  • Роспотребнадзор.
  • Министерство образования.
  • Правоохранительные органы.
  • Судебная инстанция.

Каковы последствия, если оплатила за обучение и не посещала занятия?

Что делать, если тебя отчислили?

В случае исключения из вуза у платника есть три варианта: подать заявление на восстановление, поступить в другой университет, начать работать. Крайне редко студента хотят отчислить без права восстановления. Вернуться в учебное заведение невозможно, если учащийся отчислен до окончания первого курса по неуважительной причине. В этом случае нужно поступать заново.

Решение о восстановлении принимает специальная комиссия. Студенты, исключенные со второго и последующего курсов по уважительной причине, имеют право на восстановление пять лет.

Этапы возвращения в вуз:

  1. Написать заявление на имя ректора (с подписью декана).
  2. Приложить школьный аттестат, доказательство уважительного основания для отчисления, академическую справку, подтверждающую факт обучения.
  3. После составления приказа студент восстанавливается на том же курсе с сохранением прежней формы обучения, но может выбрать иную форму или вуз.
  4. Человек, планирующий продолжить учиться в другом учебном учреждении, предоставляет ту же документацию.
  5. Если отчислили из-за неуспеваемости, студент обязан погасить долги и заработать по проваленным дисциплинам положительные оценки. Восстановление возможно по завершении сессионного периода.

Отчисляют студентов, серьезно сопротивляющихся обучению. Добиться исключения из-за асоциального поведения, нарушения университетского устава, серьезной денежной задолженности проще. Руководство вуза, преподаватели, экзаменаторы стараются решить конфликт полюбовно: помогают студентам, обучающимся на бюджетной и платной основе, закрыть «хвосты» по учебе.

Можно постараться и исправить положение до формирования приказа. Если возникло сомнение, что есть законное основание для исключения, то решение можно оспорить. Когда повод уважительный, всегда есть шанс восстановиться на том же курсе.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

E-mail: pk@s-university.ru

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;

Как предоставить отгул или оплатить работнику выходной день, в который он проходил обучение по инициативе работодателя?

Каковы последствия, если оплатила за обучение и не посещала занятия?И.В. Тарасова,автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

ВОПРОС

  1. Обучение в рамках повышения квалификации выпадает на выходной день —  на субботу. Как работодатель должен компенсировать этот день сотруднику?
  2. Каков порядок предоставления отгулов за работу в выходной день в этой ситуации — период и количество? Приказ на повышение квалификации с частичным отрывом от работы.

ОТВЕТ

  1. ТК РФ не регламентирует порядок оплаты выходного дня, в который работник проходил обучение по инициативе работодателя. Работодатель не вправе направлять работника проходить обучение в свободное от работы время (в выходной день или междусменный (ежедневный) отдых).

    По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации, если работник согласится обучаться в свое нерабочее время, работнику и работодателю следует заключить соглашение об обучении работника в нерабочее время.

    В нем нужно зафиксировать обоюдно устраивающее стороны условие об оплате данного времени обучения (т.е. в нерабочее время по графику работника) или порядок предоставления работнику дополнительных выходных дней.

    По нашему мнению, оплату учебы в выходной день следует производить в порядке, предусмотренном ст. 153 ТК, по аналогии с работой в выходной день.

  2. Порядок предоставления отгулов за работу в выходной день в этой ситуации нормативно не установлен. Если работник согласится обучаться в свое нерабочее время, работнику и работодателю следует заключить соглашение об обучении работника в нерабочее время, в котором возможно предусмотреть и порядок предоставления дополнительных дней отдыха.

ОБОСНОВАНИЕ

1. Если работник обучается с отрывом от работы (направлен на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование), работодатель обязан сохранить ему среднюю заработную плату за время обучения по основному месту работы (ч. 1 ст. 187 ТК РФ).

Читайте также:  Права малолетнего ребенка

Во время обучения работник не исполняет трудовые обязанности, следовательно, указанное время не признается рабочим.

Согласно ст.  196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В силу ст.

91 ТК РФ рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, в частности ежедневный (междусменный) отдых и выходные дни (ст. 107 ТК РФ).

Таким образом, время отдыха работник использует по своему усмотрению и, по общему правилу, не обязан выполнять какие-либо распоряжения работодателя. Исключением являются предусмотренные законом случаи привлечения работника к работе сверхурочно, в выходные и праздничные дни без его согласия.

Из вышеизложенного следует, что работодатель не вправе заставлять работника проходить обучение в свободное от работы время (в выходной день или междусменный (ежедневный) отдых).

Поскольку в силу ст. 21, 197 ТК РФ обучение является правом работника, а не его обязанностью, работодатель вправе обязать работника учиться только в его рабочее время и только если это обучение является обязательным вследствие прямого указания закона или такая обязанность возложена на работника трудовым договором.

  • В связи с изложенным полагаем, что, если работник согласится обучаться в свое нерабочее время, с ним необходимо заключить отдельное соглашение (например, ученический договор), в котором можно предусмотреть, в том числе и условие об оплате дней (времени) обучения.
  • При этом следует иметь в виду, что ТК РФ не регламентирует порядок оплаты нерабочего времени, в которое работник проходил обучение по инициативе работодателя.
  • На практике применяются следующие варианты:
  •  обучение в выходной день (в свободное от работы по графику работника время) не оплачивается вообще и другой день отдыха работнику не предоставляется (аргументы данной точки зрения: работник направлен работодателем на обучение в выходной день, без отрыва от работы, обучение не является трудовой функцией и время обучения не относится к рабочему времени);
  • работнику, который обучался в свой выходной день (свободное от работы по графику время), просто предоставляется дополнительный выходной день (аргументы: обучение — это не работа, однако работник вправе использовать свой выходной по своему усмотрению; обязав работника пройти обучение в выходной, работодатель лишил его этой возможности). Данной точки зрения придерживается, в частности, Шкловец И.И., заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости (СПС «Консультант-Плюс», «Главная книга», 2012, N 16);
  • работнику за день обучения выплачивается средний заработок (по аналогии со ст. 187 ТК РФ);
  • оплата производится по правилам ст. 153 ТК РФ, т.е. не менее чем в двойном размере. В обоснование указанной позиции приводятся следующие аргументы. прохождение работником обучения по направлению работодателя следует приравнивать к выполнению работником трудовых обязанностей. Следовательно, оплату прохождения работником повышения квалификации в выходной день следует осуществлять в порядке, предусмотренном ст. 153 ТК. В Кассационном определении ВС Республики Бурятия от 05.12.2011 N 33-3660 также сделан вывод, что оплата за выходной день, в который работник привлекался по инициативе работодателя к обучению, должна производиться по правилам ст. 153 ТК РФ. При этом суд отклонил довод работодателя о том, что посещение работником занятий не является выполнением им трудовых обязанностей, указав, что посещение занятий было для работника обязательным. Вместе с тем, по нашему мнению, положения ст. 153 ТК РФ касаются исключительно оплаты работы в выходной день, т.е. выполнения трудовых обязанностей. При этом обучение, по своей сути, работой не является — посещение занятий в рамках обучения не может приравниваться к выполнению трудовой функции. Поэтому в ситуации, когда работник обучается в выходной день (в свободное от работы по графику работника время), нельзя говорить о том, что он работает в выходной день.

Учитывая выше изложенное, делаем следующий вывод: из-за учебы, на которую его направил работодатель, работник лишился возможности использовать время отдыха по своему усмотрению, хотя при этом он и не выполнял трудовую функцию.

В связи с этим было бы справедливым как-то это время (день) ему компенсировать или оплатить. Поскольку порядок такой оплаты (компенсации) ТК РФ не установлен, он может быть любой и сторонам трудового договора имеет смысл прописать его в письменном соглашении.

Аналогичные разъяснения дают представители Минтруда.

В рассматриваемой ситуации, если работник согласится обучаться в свое нерабочее время, с ним необходимо заключить отдельное соглашение (например, ученический договор), в котором необходимо предусмотреть, в том числе и условие времени обучения в нерабочее время по графику работника.

Таким образом, работодатель не вправе направлять работника проходить обучение в свободное от работы время (в выходной день или междусменный (ежедневный) отдых).

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации, если работник согласится обучаться в свое нерабочее время, работнику и работодателю следует заключить соглашение об обучении работника в нерабочее время.  В нем нужно зафиксировать обоюдно устраивающее стороны условие об оплате времени обучения или предоставлении работнику дополнительных выходных дней.

2. Вопросы направления работников на обучение, семинары, тренинги, в командировку, в том числе в выходные дни, а также вопросы их оплаты могут определяться коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

ТК РФ не регламентирует порядок оплаты выходного дня (времени отдыха), в течение которого работник проходил обучение по инициативе работодателя. Порядок предоставления отгулов за работу в выходной день в этой ситуации нормативно не установлен.

Таким образом, если работник согласится обучаться в свое нерабочее время, работнику и работодателю следует заключить соглашение об обучении работника в нерабочее время.  В нем нужно зафиксировать обоюдно устраивающее стороны условие об оплате времени обучения или предоставлении работнику дополнительных выходных дней.

Ответы на вопросы

Повышение стоимости обучения после заключения договора не допускается, но дополнительное соглашение может потребоваться для индексации цены договора в соответствии с уровнем инфляции.

Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Такие же положения содержатся и в п.

8 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706.

Таким образом, дополнительное соглашение об увеличении стоимости образовательных услуг может быть заключено только на сумму, соответствующую уровню инфляции на текущий финансовый год.

Читайте также:  Как можно признать документ недействительным через суд?

Взимание повышенной платы, увеличенной на уровень инфляции, без заключения дополнительного соглашения с потребителем или в размере, превышающем уровень инфляции, будет противоречить двустороннему характеру отношений между образовательной организацией и обучающимся (его родителями).

Дополнительное соглашение об увеличении стоимости образовательных услуг на сумму, превышающую уровень инфляции, недействительно в силу ст. 16 Закона РФ от 07 февраля 1992 г.

№ 2300-I «О защите прав потребителей», ст. 168 ГК РФ.

Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Именно из такой позиции исходит судебная практика (постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2014 г. по делу № А44-129/2014, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2014 г. по делу № А55-2363/2014).

  • Рассматривая данные дела, суды признали несоответствующими законодательству пункты договора об оказании образовательных услуг, допускающие «изменение стоимости услуг по инициативе учреждения с начала любого календарного месяца при возрастании стоимости материалов, оборудования и услуг, поставляемых третьими лицами, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора», а также нормы, предусматривающие возможность изменения стоимости услуг институтом в одностороннем – уведомительном – порядке начиная со второго учебного года и (или) последующих учебных лет.
  • Таким образом, заключение со студентом дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.

Повышение квалификации: как оплачивать время обучения

Такой вариант обучения распространен на предприятиях, где сотрудники в своей деятельности пользуются специальными инструментами и оборудованием. Если человек проходит обучение без отрыва от производства, он получает:

  1. Заработную плату пропорционально отработанному времени или за объем выполненной работы.
  2. Стипендию, предусмотренную ученическим договором, размер которой не может быть ниже МРОТ. При этом Трудовой кодекс РФ не предусматривает уменьшения стипендии, даже если обучение длится всего неделю.
  3. Плату за изделия, выпущенные на практических занятиях в рамках обучения.

Работодатели не всегда заключают ученический договор с сотрудником, потому что не могут разобраться в порядке начисления стипендии и налогов с нее.

Кроме того, документ обязывает предоставить работнику при успешном окончании учебы должность по полученной квалификации с изменением трудового договора.

Однако не стоит бояться: грамотно составленный договор обезопасит вас от трудовых споров и гарантирует, что деньги не будут потрачены впустую.

Оформите ученический договор, приказы и соглашения в программе Контур.Персонал.

Узнать больше

Учеба с отрывом от производства

Этот формат применяется, когда работодатель направляет сотрудника учиться в центр повышения квалификации или иное учебное заведение. За работником сохраняется рабочее место и выплачивается средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ).

Сотрудник посещает лекции и практические занятия и не обязан выходить на работу, даже если его трудовая смена не совпадает со временем учебы. Суммарная продолжительность работы и учебы не должна превышать нормы рабочего времени, которые определены в ст. 91 ТК РФ, коллективном и трудовом договоре.

Если для обучения сотруднику нужно уехать в другой город, следует оформить стандартную командировку и выплатить командировочные (ст. 187 ТК РФ). Также работник имеет право на средний заработок за весь период обучения.

Учеба с частичным отрывом от производства

Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. 203 ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок.

Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей.

Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.

Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.

Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст. 91 ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.

В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. 99 ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость.

Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст.

 152 ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.

С другой стороны, ст. 99, 152 и 153 ТК РФ регламентируют повышенную оплату занятости в выходные, праздничные дни или сверх установленной нормы — за выполнение трудовых функций. Законодательной нормы об оплате часов учебы, выходящих за рамки рабочего дня, нет.

Какое бы решение вы ни приняли, рекомендуем заключить с сотрудником либо ученический договор (ст. 198 ТК РФ), либо письменное соглашение (ст. 197 ТК РФ), где и обозначить все обстоятельства предстоящего обучения: формат, даты, оплату и пр.

Учеба в выходной день

Выходные дни — это время отдыха (ст. 107 ТК РФ), когда человек свободен от исполнения трудовых обязанностей. Вы можете направить сотрудника на обучение в выходной только с его письменного согласия.

Раз решение о профподготовке обусловлено производственной необходимостью (ст. 196 ТК РФ), нужно ли оплачивать сотруднику учебные дни, если они приходятся на выходные? Законодательно этот вопрос также не урегулирован, и у экспертов по трудовому праву нет единого мнения.

Специалисты Роструда на вопросы кадровиков на портале Онлайнинспекция.рф ответили, что учеба в выходной день — это вынужденный отказ от времени отдыха, гарантированного Трудовым кодексом.

Работодатель должен руководствоваться ст.

 153 ТК РФ: оплатить этот день как выходной — в повышенном размере по фактически отработанным часам — или предоставить день отдыха в другое время на усмотрение работника.

На том же портале Онлайнинспекция.рф озвучена и противоположная точка зрения: оплачивать учебу в выходные по повышенным ставкам ошибочно, ведь в эти дни сотрудник по факту не выполняет свои трудовые функции (ч. 1 ст. 91 ТК РФ), значит, ситуация не подпадает под действие ст.

 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни». Ведомство рекомендует вести расчет оплаты за учебу в выходные так же, как за учебу с отрывом от производства, то есть начислять средний заработок. При этом вести расчет следует не за текущий период по ст.

 153 ТК РФ, а за предыдущий по ст. 139 ТК РФ.

Как быть? Совет тот же, что и в предыдущем случае: заключить с сотрудником ученический договор или письменное соглашение, где урегулировать все условия обучения. Это позволит избежать трудовых споров.

Что делать, если ребенок прогуливает школу: почему дети прогуливают уроки и что грозит за это родителям

Перед тем как действовать, нужно разобраться в мотивах. Причины могут быть связаны как с личностными особенностями, так и с внешними обстоятельствами: 

  • Ребёнку может быть неинтересно в школе, потому что он знает программу наперёд или, напротив, не справляется с нагрузкой. 
  • Если школьник пропускает конкретные уроки, скорее всего, у него пробелы в знаниях по этому предмету и он боится опозориться перед классом либо у него конфликт с учителем. 
  • Если ребёнок перегружен школьными и дополнительными занятиями, он может начать прогуливать неважные, по его мнению, уроки.
  • Частой причиной пропусков является буллинг, когда разногласия с одноклассниками заставляют в буквальном смысле бежать из школы.
  • Проблемы в семье также смещают учёбу на второй план. Иногда ребёнок пропускает уроки потому, что не может на них сосредоточиться из-за тревожной обстановки дома, а иногда для того, чтобы «отвлечь» внимание мамы и папы от ссор друг с другом.
  • Наконец, пропуски занятий могут быть следствием подросткового кризиса. И если для одних школьников прогул — это просто способ заявить о себе, то у других пропуски занятий могут быть связаны кардинальной сменой интересов и влиянием плохой компании.

Как понять, что ребёнок прогуливает уроки

Первыми тревожными звоночками могут быть:

  • жалобы на учителей;
  • поиск предлога, чтобы остаться дома — «голова болит», «живот прихватило»;
  • отказ обсуждать школьные дела;
  • появление новых друзей и прогулки допоздна;
  • снижение успеваемости.

Что делать, если ребёнок прогуливает

Если причина прогулов ясна, следует поговорить с ребёнком. Без криков и оскорблений — важно построить откровенный спокойный диалог. В конце концов, все мы в школьные годы хотя бы несколько раз пропускали уроки. 

Задача родителя — разобраться в мотивах и помочь их устранить. Так, если ребёнок прогуливает из-за конфликта в семье, нужно объяснить, что его вины в происходящем нет, и мама с папой любят его, несмотря ни на что. Возможно, здесь потребуется помощь психолога. 

Читайте также:  Как быть, если не был заключён договор в данном случае?

Если у ребёнка проблемы с одноклассниками или преподавателями, нужно поддержать и предложить помощь в разрешении конфликта: «Мне жаль, что это случилось с тобой, но давай вместе придумаем выход». При этом важно подчеркнуть, что в жизни нужно попробовать не всё, а прогуливать школу — вовсе не круто.

Если ребёнок перегружен, пересмотрите его распорядок дня и устройте незапланированные выходные. 

Если школьнику скучно на уроках или, напротив, ему недостаточно знаний, можно подобрать репетитора, записаться на дополнительные занятия, вместе разобрать тему. Например, наши курсы по школьной программе помогут подтянуть знания, а углублённые и олимпиадные курсы — узнать больше, чем дают на уроках. Чтобы познакомиться с нашей платформой, воспользуйтесь бесплатным пробным периодом.

Что делать не нужно

Мы попросили психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елену Петрусенко рассказать, какое поведение родителей может не решить, а усугубить ситуацию с прогулами в школе. 

Вот несколько проигрышных линий поведения.

  1. Чтение моралей: «Вот я в твои годы…», «Учёба — это святое!»

‍«Важно понять причину, по которой ребёнок пропустил урок, а не рассказывать о своём опыте. Собственный пример или историю нужно рассказывать тогда, когда в ней есть похожие условия, но альтернативное решение, такой опыт ценен».

  1. Подкуп: «Будешь ходить в школу регулярно, купим электросамокат»

«Материальные стимулы могут устранить последствия, но не причину проблемы. Например, если ребёнок прогуливает из-за того, что не понимает предмет, то приобретение какой-нибудь дорогой вещи вряд ли улучшит успеваемость. Скорее всего, он будет посещать уроки и приносить двойки. А когда ребёнку захочется новый подарок, он может снова прекратить посещать школу».   

  1. Самобичевание: «Я плохая мать (плохой отец), раз мой ребёнок прогуливает школу»

«Посещаемость занятий школьником напрямую не связана с качеством воспитания. Если вам стыдно за прогул ребёнка, попробуйте честно ответить себе на вопрос: “Я переживаю за будущее своего ребёнка или из-за того, что меня будут отчитывать?” Важно не корить себя за ошибки, а понимать, что можно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию».

  1. Игнорирование проблемы: «Я в школе постоянно прогуливал, и ничего — как-то выучился!»

«Причины прогулов в школе могут быть совершенно разными. Иногда за ними стоят серьёзные психологические проблемы, которые невозможно разрешить без помощи специалиста. А порой пропуск учёбы может быть предвестником отклоняющегося поведения. Поэтому пускать проблему на самотёк ни в коем случае нельзя». 

Какие могут быть последствия прогулов в школе

Статья 63 Семейного кодекса России гласит: родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Если ребёнок систематически пропускает занятия, школа вправе обратиться в органы опеки, а те, в свою очередь, — привлечь родителей к административной ответственности.

Из письма Министерства просвещения России от 20 августа 2020 года N 07-4977: несовершеннолетний ребёнок, который пропустил более 20% занятий по неуважительным причинам в течение месяца или систематически пропускает более 20% занятий за отчётный период, который устанавливается приказом Росстата, считается прогульщиком. Письмо даёт возможность примерно оценить, сколько занятий может быть пропущено ребёнком: прямого нормативного действия акт не имеет.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предполагается вынесение предупреждения либо штрафа в размере от 100 до 500 рублей за первичное нарушение, штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей или административного ареста на срок до пяти суток за повторное нарушение на основании ст. 5.35 КоАП РФ.

В школе настаивают, чтобы дети посещали внеурочные занятия. это законно?

Что такое внеурочные занятия в школе, чем они отличаются от дополнительных платных кружков и должны ли дети посещать их в обязательном порядке? Этот вопрос нам задают из года в год. Еще раз — разбираемся вместе с юристом Дарьей Николаевой.

Вопрос. В школе есть внеурочные занятия, и детей заставляют их посещать. В противном случае учитель грозится поставить двойку. Что делать? Обязательно ли посещение таких уроков?

Ответ. Содержание образования в школах и дошкольных учреждениях определяется образовательными программами. Законом об образовании установлено два вида образовательных программ: основные и дополнительные.

Законодатель считает, что полное освоение основных образовательных программ невозможно без осуществления дополнительной внеурочной деятельности.

«Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным» — такой вывод сделало Министерство образования и науки РФ в своем письме от 18 августа 2017 г № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций».

Нормативное обоснование ответа на вопрос «Почему дети должны посещать дополнительные внеурочные занятия?» содержится в письме Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

Министерство поясняет, что суть общего образования определяется основной образовательной программой школы. При этом основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Порядок реализации внеурочной деятельности фиксируется в плане внеурочной деятельности школы. План внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы и обязателен к исполнению. То есть обязательными для посещения являются только те занятия, которые предусмотрены образовательной программой и учебным планом (документы можно найти на сайте школы).

Статьей 43 Закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены следующие обязанности учащихся:

  • добросовестно осваивать образовательную программу;
  • выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия.

Таким образом, посещение дополнительных занятий является для учеников обязательным ввиду того, что внеурочная деятельность входит в систему обязательной общеобразовательной программы.

Внеурочные занятия могут проводиться в форме различных кружков, секций, факультативов, соревнований, олимпиад и т. д.

Внеурочная деятельность планируется, разрабатывается и утверждается самостоятельно на базе конкретного образовательного учреждения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона, образовательных стандартов и требований законодательства.

Важно помнить, что санитарными нормами (СанПиН 2.4.2.

2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») установлено максимальное количество часов, отведенное на внеурочные занятия.

Например, максимально допустимый недельный объем внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели может составлять не более 10 академических часов (академический час — 45 минут).

Продолжительность внеурочных занятий не может превышать 50 минут в день для учащихся 1–2-х классов и 90 минут — для остальных классов

При этом внеурочные занятия могут проводиться как в учебное время, так и в период каникул, выходных и нерабочих праздничных дней.

Дополнительные самостоятельные занятия ребенка в спортивных секциях, музыкальных школах, с репетиторами и т. п. могут замещать внеурочные занятия исходя из внутренних положений школы о внеурочных занятиях. В данном случае необходимо обратиться к директору школы с соответствующим заявлением.

Если у ребенка по каким-либо причинам отсутствует возможность посещения дополнительных занятий, обратитесь к директору школы с письменным заявлением об освобождении от внеурочных занятий с обоснованием причины (например, состояние здоровья, если это спортивные секции).

Следует помнить, что школа не может требовать от родителей платы за проведение внеурочных занятий и поставить двойку за это не могут, но беспричинный пропуск будет приравнен к прогулу обычного урока.

Если в школе нарушаются права ребенка, связанные с проведением внеурочных занятий, родителям следует обратиться к директору школы в письменной форме. Лучше, если заявление будет коллективным.

Если директор школы не принял никаких мер по вашему обращению, обратитесь с таким же заявлением в Департамент образования по месту нахождения школы. Если обращение в департамент не принесло результатов, обращайтесь в Министерство образования или в прокуратуру.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Shutterstock / Dmitrii Pridannikov

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *