Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?

Тысячи детей в России с раннего возраста занимаются профессиональным спортом. Уже на рубеже первого класса их родители должны определиться: либо делать акцент на спорт, выбрав домашнее или индивидуальное обучение; либо каждый день ходить в школу, но навсегда оставить мечту стать олимпийским чемпионом. В Москве для спортсменов есть своя альтернатива — легендарная школа «Самбо-70».

Интернаты и училища олимпийского резерва: куда может пойти учиться школьник-спортсмен

СШОР, спортивная школа олимпийского резерва, — в этой известной всем аббревиатуре фигурирует и слово «школа». Но, вопреки названию, получить обязательное среднее образование здесь невозможно.

Гимнастика, фигурное катание, футбол, любой другой вид спорта из олимпийской программы и не только — пожалуйста.

Но овладевать азами математики и русского языка придётся в обычной школе, параллельно с занятиями спортом.

13-летний чемпион России среди юниоров по фигурному катанию Даниил Самсонов признаётся, что время открыть учебник у него есть только в машине — по дороге с тренировки домой и обратно.

Так живут тысячи юных спортсменов, особенно если многочасовые занятия на профессиональном уровне начинаются с шести лет и раньше.

Речь, в первую очередь, о фигурном катании, спортивной и художественной гимнастике, большом теннисе.

Для этих детей, у которых по две-три тренировки в день и соревнования каждые выходные, регулярно ходить в общеобразовательную школу — это утопия

Единственный выход, как угнаться за двумя зайцами, который прямо сейчас готова предложить система, — это спортинтернаты и училища олимпийского резерва (УОР). Здесь действительно выстроен идеальный график: по утрам дети учатся, вечером — тренируются, и всё это в стенах одного учреждения. Но есть и минусы.

УОР, хотя и дают общее среднее образование, чаще всего не берут первоклашек. Им интересны спортсмены, уже добившиеся результата с конкретным потенциалом. Интернат снимает проблему логистики, зато порождает другую, куда более серьёзную.

Ребёнок с 10-12 лет вынужден жить самостоятельно, в отрыве от родителей, в условиях жёсткой конкуренции за место в составе и внимание тренера. Теоретически именно в интернате удобней всего совмещать среднее образование и спорт.

На практике, попав в систему на рубеже пятого класса, выйти из неё без нарушения привязанности почти невозможно.

Как в Самбо-70 сочетают учёбу и тренировки

Центр спорта и образования «Самбо-70» — единственное в столице учреждение, которое с первого класса открыто для начинающих спортсменов любого уровня.

Среди представленных видов спорта: единоборства, спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, плавание. У центра, помимо основного, существует ещё десять отделений по всей столице.

Самое известное — каток «Хрустальный», на котором занимались все наши чемпионки последних лет: Юлия Липницкая, Евгения Медведева, Алина Загитова.

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Запись в первый класс центра «Самбо-70» /  самбо-70.рф

Расписание уроков выглядит необычно. С утра, допустим, пара общеобразовательных предметов, потом два часа — тренировка по профильному виду спорта, потом ещё пять уроков и под конец дня — вторая тренировка.

В сумме получается до десяти уроков в день. Занятия порой заканчиваются в 16.20. Это поздно по меркам обычной школы, но очень рано, если учесть, что в течение дня удаётся параллельно учиться и тренироваться.

Дети, которые занимаются серьёзным спортом отдельно, в рамках кружка или секции, чаще всего попадают домой после девяти вечера

Тамара Луговских, директор общеобразовательной школы, рассказывает: «Мы принимаем в первый класс всех желающих при условии выполнения нормативов физподготовки и отсутствия противопоказаний для занятий спортом.

Можно заниматься только спортом, а учиться, например, в школе по месту жительства. Но наоборот — только учиться и спортом не заниматься — уже нельзя. Просто нет смысла ходить в нашу школу, если ребёнок не интересуется спортом.

Ведь с увеличением возраста у наших учеников бывает до двух-трех тренировок в день.

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Запись в первый класс центра «Самбо-70» /  самбо-70.рф

Наша система невозможна без тесного взаимодействия между учителем и тренером. Постоянно нужно искать компромисс. Допустим, мы не можем пойти в выходной день в театр или в музей, потому что у ребят по выходным соревнования. Но тренер зато потом отпустит их в будни защищать какой-то проект.

Никакие спортивные успехи не снимают с ребёнка ответственности за учёбу. Замечательно, когда ребёнок мечтает стать олимпийским чемпионом. Но мы все взрослые люди и понимаем, что спорт может в любой момент закончиться. Человек должен получить образование, чтобы потом не страдать, а иметь возможность выбрать свой жизненный путь.

В прошлом году у нас было 12 медалистов из 92 выпускников. Семь человек за три экзамена набрали 220 и более баллов. Наши выпускники поступают в самые разные высшие учебные заведения.

Чаще всего это РГАФК (Российская государственная академия физической культуры, с 2011 года — Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма — Прим. ред.), различные педагогические вузы, а также военные и силовые структуры.

Но вообще, спектр очень большой — были и Высшая школа экономики, и биофак МГУ, например».

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Неделя математики в центре спорта и образования «Самбо-70» /  самбо-70.рф

Принципиальное отличие — центр «Самбо-70» находится в зоне ответственности Министерства спорта, а не Министерства образования. Это не влияет напрямую на систему уроков: здесь так же, как и везде, сдают ОГЭ и ЕГЭ и следуют базовому учебному плану. Есть даже уроки физкультуры, в том числе и на лыжах. Но брать детей из близлежащих домов никто не обязан.

В школу можно записаться на подготовительные занятия, а также в спортивную секцию, но зачисление в первый класс всё равно производят в порядке общей очереди. Конкурс достигает десяти человек на место.

Классы в параллели делятся по спортивным дисциплинам: два класса для тех, кто занимается единоборствами, и один — для всех остальных видов спорта. Обычно именно сюда зачисляют всех девочек, в то время как два других класса — полностью мужские.

Фигуристы, лыжники, легкоатлеты и другие, у кого спортивные объекты не находятся под крышей основной школы, учатся по индивидуальному плану.

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Тренировочный сбор в «Самбо-70» /  самбо-70.рф

В плане инфраструктуры отличия от стандартной школы разительные.

Собственный бассейн, комфортные раздевалки с душем, где можно привести себя в порядок после тренировки, современные залы для гимнастики и единоборств — обычный школьный спортзал это не напоминает даже отдалённо.

При этом образование и тренировки полностью бесплатные. В «Самбо-70» дети не платят даже за школьное питание. Потому что иначе это приведёт к неравенству не только в учёбе, но и в спорте. Ведь качество рациона напрямую влияет на результаты.

Реальная жизнь «Республики ШКИД»

Необычное название «Самбо-70», как нетрудно догадаться, историческое. В 1970 году Давид Рудман — первый отечественный чемпион мира по самбо — пришёл в обычную московскую школу в районе Тёплый Стан и основал секцию по самбо. На первую тренировку пришли 13 мальчишек. Когда участковый милиционер увидел список ребят, он узнал абсолютно все фамилии.

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Основатель школы «Самбо-70» Давид Львович Рудман /  самбо-70.рф

Рудман только что вернулся с главной комсомольской стройки — БАМа и назвал секцию в честь своего стройотряда — «Самбо-70». Количество занимающихся росло, очень быстро секция превратилась в военно-патриотический клуб, а к 1973 году был открыт первый спецкласс на базе общеобразовательной школы.

Отношения Рудмана и его первых учеников словно списаны с культовой повести «Республика ШКИД». Идея абсолютно аналогичная: уважение к личности каждого ученика, демократические процессы внутри коллектива, но при этом жёсткая дисциплина, основанная на авторитете учителя.

На новом поприще Рудман добился абсолютного успеха.

В 1983 году он осуществил давнюю мечту — столичные власти построили для школы новое здание, которое позволяло учиться и заниматься спортом под одной крышей, не выходя на улицу.

Это здание общеобразовательной школы существует до сих пор. В 2013 году к нему пристроили суперсовременный комплекс со спортивными залами и бассейном, который соединяется со старым зданием надземным переходом.

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Давид Рудман с воспитанником школы «Самбо-70» /  самбо-70.рф

Но это уже было без Рудмана: в начале 1990-х он иммигрировал в США, а «Самбо-70» теперь возглавляет его ученик из того самого первого выпуска Ренат Лайшев. Он известен тем, что снимался в качестве актёра и каскадёра во многих советских и российских фильмах.

Сейчас Лайшев — депутат Мосгордумы: «В 1990-х, когда Рудман уже ушёл в бизнес, школа пришла в ужасное состояние. В туалет не зайдёшь, везде всё грязное, дети как беспризорники. Мне стало обидно: «Почему вот мы жили счастливо, а эти дети — нет?». Я тогда предлагал возглавить школу многим друзьям, кто со мной учился.

Я же был далеко не семи пядей во лбу, но тогда директор — была совершенно немодная должность. Можно было брать любую школу и работать в ней.

Сейчас мы немного стесняемся своего хулиганского прошлого. Не хочу даже рассказывать, что мы творили: вдруг нынешние дети захотят повторить. Допустим, один из нынешних тренеров «Самбо-70» на спор свесился с кабинета биологии на пятом этаже, держась за один подоконник. Ещё мы в прорубь ныряли. Как все тогда выжили, непонятно.

Я горжусь, что качество образования сегодня даже невозможно сравнить с тем, что в своё время получали здесь мы. Хотя и в моём выпуске много успешных, достойных людей. Главное, что мы сохранили прежнюю дружбу и не забываем о своих корнях. Каждый помнит школу и продолжает в меру возможностей ей помогать».

Несколько уроков пару раз в неделю: как учатся звёздные школьники

Вообще, исторически и в соответствии с названием, «Самбо-70» развивало только единоборства — дзюдо, самбо, борьбу и сумо. Но около десяти лет назад в рамках курса на укрупнение к центру присоединили ещё с десяток разнообразных секций, расположенных в юго-западном округе.

Это нарушило основную идею — спорт и учёба под одной крышей. Ведь новые спортивные объекты находятся даже не в пешей доступности от общеобразовательной школы.

Соответственно, дети встали перед выбором: тратить время на дорогу, уходить на индивидуальный учебный план либо продолжать учёбу в своей школе, а в «Самбо-70» только заниматься спортом.

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Хабиб Нурмагомедов в центре спорта и образования «Самбо-70» /  самбо-70.рф

Но, как ни странно, именно новые виды спорта принесли центру мировую славу. Имена самбистов и дзюдоистов, которых «Самбо-70» растило десятилетиями, не известны никому, кроме специалистов.

Зато Липницкая, Медведева, Загитова — это готовые бренды с миллионной аудиторией. Всех фигуристок вырастила тренер отделения «Хрустальный» Этери Тутберидзе.

Каток там существовал уже давно, но золотые олимпийские медали появились после присоединения секции к «Самбо-70».

Выпускница школы «Самбо-70» Евгения Медведева, сдав выпускные экзамены, уехала тренироваться в Канаду. Сейчас среднее образование получает следующее поколение звёздных спортсменок.

Не все ученицы Тутберидзе занимаются в «Самбо-70» — некоторые учатся в школах, которые удобнее по территориальному признаку.

Хотя учатся — это громко сказано, в лучшем случае речь идёт о посещении отдельных уроков несколько раз в неделю.

Быть в школе ежедневно у спортсменок, которые уже в 13-14 лет исполняют сложнейшие четверные прыжки, нет никакой возможности

Марина Воротникова, учитель русского языка и литературы, рассказывает о своих учениках: «У меня в классах по 25 человек парней, самбистов и дзюдоистов. Возможно, они не сильно интересуются поэзией Серебряного века.

Это не звёздные девочки, с которыми мы будем заниматься литературным анализом, как я когда-то мечтала. Зато каждого из них есть за что уважать. Просто потому, что они ездят сюда со всей Москвы, так как хотят и тренироваться, и учиться. Человек не может быть одинаково успешен и в спорте, и в учёбе.

Всегда нужно исходить из того, какой у ребёнка приоритет, и требовать с него соответственно.

Читайте также:  Кто пишет приказы главе сельского поселения?

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Каток «Хрустальный» /  самбо-70.рф

Если мальчик не сделал домашнее задание, потому что у него в этот день было две тренировки и он физически не успел — это нормально. Я с пониманием отношусь к парням, которые, отборовшись все выходные на турнире, в понедельник утром просто спят на уроке литературы.

Если он тычет в телефон — это безобразие, будет наказан. А если заснул, пока я читаю Цветаеву, он запомнит, что литература — это прекрасно.

Если я начну пытать их анализом нравственного поиска князя Андрея, я сделаю самое страшное — они возненавидят литературу на всю оставшуюся жизнь.

Я занимаюсь с Сашенькой Трусовой (Действующая чемпионка мира среди юниорок по фигурному катанию — Прим. ред.). Она приходит ко мне каждую неделю, насколько позволяет её график. Получается формат репетиторства: я стараюсь за 45 минут дать ей максимум материала и задание на дом.

Что удивительно, она весь этот материал действительно усваивает. Всегда приходит подготовленная, с выполненными заданиями. В прошлом году Саша училась не у нас и, как она рассказала, занималась вообще самостоятельно. Это противоречит методике и просто невозможно для ребёнка ее возраста.

Сейчас я уверена, что Саша сможет сама поступить в вуз, когда придёт время. У неё всё для этого есть.

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Школьное мероприятие «Бумажный бум» /  самбо-70.рф

В спортивной школе отлично работает элемент соревновательности. Допустим, в шестом классе у меня дети пишут словарные диктанты по группам. Я делю класс на три группы, в каждой случайным образом назначаю капитана.

Это может быть как отличник, так и двоечник. Чей капитан лучше напишет — та группа и победила. Дети, которые занимаются единоборствами, ощущают себя частью команды. И чтобы эту команду не подвести, они учат материал.

Не думаю, что этот метод был бы столь же эффективен в обычной школе».

Клятва при зачислении и жёсткая дисциплина

Культура единоборств, с которых начиналась «Самбо-70», держится на уважении к традициям. В центре это реализовано в полной мере: всюду напоминания о звёздных выпускниках, основателях школы, ярких моментах в её истории.

За модными образовательными технологиями и лицейской демократией сюда поступать не стоит. Идеология «Самбо-70» скорее возвращает в советские времена. Здесь жёсткая дисциплина, командный дух и коллективная ответственность.

Каждый ученик приносит клятву, у школы есть своя хартия. Каждый класс имеет отдельный «дисциплинарный» дневник. Там учитель выставляет коллективную оценку за всё, что касается дисциплины. Тренер проверяет дневник класса перед каждой тренировкой.

Если находит фамилии особо провинившихся — применяет санкции на свой выбор, от пробежки и приседаний до пропуска важных соревнований

Никита Старостин, ученик 11 «В» класса, рассказывает о школе, где проучился почти десять лет: «Первый класс я закончил в обычной районной школе, а в «Самбо-70» только тренировался. Потом мы с родителями решили: зачем ездить, если можно и учиться, и заниматься спортом в одном месте? Сейчас считаю, что это был правильный выбор.

Могут ли отчислить ребенка из училища олимпийского резерва по футболу?Клятва воспитанников школы «Самбо-70» /  самбо-70.рф

Великого спортсмена из меня не получилось. Всё равно буду заниматься, но скорее всего, только для себя. Планирую поступать в Военный университет, мы тут идеально к этому готовы.

Дисциплина, постоянные тренировки — только работа и успех. Качество образования в нашей школе, я считаю, довольно высокое. У нас люди сдают ЕГЭ и поступают даже в МГУ.

У меня есть репетиторы, но это чтобы получить действительно хорошие баллы.

В классе меня выбрали капитаном. Я должен поддерживать дисциплину, следить за отношениями внутри коллектива, налаживать контакт с учителем. Каждый третий четверг месяца все капитаны собираются и обсуждают текущие проблемы.

Драки у нас бывают, конечно, но на подсознательном уровне любой наш ученик сразу кинется разнимать и проведёт воспитательную беседу. Это главное табу: технику боевых искусств нам можно применять только в целях обороны».

Отчисление из спортивной школы

Подборка наиболее важных документов по запросу Отчисление из спортивной школы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отчисление из спортивной школы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:«Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(постатейный)(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Менкенов А.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Котухов С.А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)

Пример 1: решением суда был признан незаконным приказ Спортивной школы олимпийского резерва об отчислении О. из списочного состава школы.

Суд пришел к выводу о том, что при принятии решения о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде отчисления из учреждения ответчик не учел тяжесть проступка, не установил причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение истца (в том числе сведения о привлечении его ранее к дисциплинарной ответственности, о нарушении дисциплины, режима, техники безопасности учреждения), его психофизическое и эмоциональное состояние перед предстоящими соревнованиями. Издание оспариваемого приказа без учета указанных обстоятельств свидетельствует о нарушении ответчиком действующего порядка применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания. Кроме того, меры дисциплинарного взыскания к истцу были применены по истечении срока привлечения к дисциплинарной ответственности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске (см. Определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 21 ноября 2016 г. по делу N 33-3829/2016).

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:«Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие»(2-е изд., перераб. и доп.)(под ред. О.Н. Коршуновой)

(«Юстиция», 2019)

2. Нарушения при приеме в образовательную организацию и отчислении из нее: не обеспечивается общедоступность образования; допускаются неправомерные отказы в приеме в образовательную организацию; нарушается очередность зачисления, а также конкурсная процедура при зачислении в образовательную организацию; зачисляются вне очереди лица, не имеющие права на внеочередное и первоочередное зачисление в образовательную организацию; допускается неправомерное отчисление обучающихся; отсутствуют документы по учету лиц, претендующих на зачисление в образовательную организацию, а также имеются нарушения по их ведению; отсутствуют документы, необходимые для зачисления лиц в образовательную организацию; допускается принятие детей в спортивные, спортивно-технические школы, туристские, хореографические объединения без медицинских заключений о состоянии здоровья; отсутствуют приказы на зачисление и отчисление обучающихся, нарушается порядок оформления зачисления и отчисления; не исполняется требование закона ознакомить гражданина и (или) его родителей (законных представителей) с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Нормативные акты: Отчисление из спортивной школы

Как спортсмену поступить в училище олимпийского резерва

В училищах олимпийского резерва подготавливают спортсменов по физической культуре и спорту высокой квалификации. Продолжая повышать уровень спортивного мастерства, студенты училища олимпийского резерва (УОР) получают необходимые общеобразовательные знания и дополнительно овладевают профессиональными навыками для своей будущей трудовой деятельности.

Функции училища олимпийского резерва

Для подготовки спортивного резерва на территории Российской Федерации функционируют:

  • Федеральные училища олимпийского резерва, созданные Российской Федерацией.
  • Региональные училища (техникум, колледж) олимпийского резерва, организованные субъектом Российской Федерации.

В них ведется подготовка спортивного резерва, кандидатов в сборные команды как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации. Тренировочный процесс проходит в течение года.

Параллельно в УОР спортсмены получают общеобразовательное и профессиональное образование.

Студентов обеспечивают проживанием (при необходимости), комплексным питанием, медицинским обслуживание, сопровождением психолога.

Программа подготовки спортсменов в УОР реализуется весь год, регламентируется Федеральными стандартами и делится на этапы:

  • тренировочный (спортивной специализации) этап. Проводится только в УОР по решению учредителя данной организации;
  • совершенствование спортивного мастерства;
  • высшее спортивное мастерство.

Училища олимпийского резерва ставят перед собой следующие задачи:

  1. Обеспечивать постоянную (круглогодичную) высокую спортивную подготовку студентов для пополнения сборной команды страны.
  2. Предоставлять оптимальные условия получения образования и профессии спортсменам.
  3. Удовлетворять нужды интеллектуального развития учащихся и помочь им социально адаптироваться.
  4. Готовить кадры по физической культуре и спорту.

  Профессиональный спорт для детей: плюсы и минусы

УОР подчиняется Государственному Комитету РФ по физической культуре и спорту.

Уор для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Подростки с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды также могут продолжить спортивное обучение в стенах УОР.

При поступлении и дальнейшем обучении данной категории абитуриентов учитываются индивидуальные возможности, состояние здоровья, особенности психологического развития.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе УОР имеются все условия для занятий спортом и получения полноценного профессионального образования.

Критерии отбора

Каждое училище (колледж, техникум) олимпийского резерва определяет свои принципы отбора, которые публикуются на официальных сайтах учреждений. Общим является то, что отбираются перспективные спортсмены. Их просматривают на тренировочных сборах, которые длятся 60 дней.

Студентом УОР может стать подросток (учащийся старших классов) или выпускник общеобразовательной школы, который имеет:

  • определенные успехи в спорте (высокие результаты на всероссийских и международных соревнованиях);
  • спортивный разряд не ниже I (для абитуриентов 9-10 класса);
  • звание не ниже КМС (для абитуриентов 11 класса).

После окончания училища спортивного резерва выпускник на базе 9 классов получает основное общее образование, а после 11 классов — квалификацию педагога по физической культуре и спорта.

Вступительные испытания

Зачисление в училища олимпийского резерва проводится после сдачи экзаменов. Спортсмен для показания своего уровня подготовленности (общефизической и по избранному виду спорту) сдает контрольные нормативы. Их перечень вывешивается на официальном сайте УОР, в разделе для абитуриентов.

Обучение в училище олимпийского резерва

Училище олимпийского резерва имеют два отделения: олимпийского резерва и физической культуры и спорта.

Спортсмены-студенты учатся по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 49.02.01 Физическая культура по программе углубленной подготовки, получают квалификацию выпускника — педагог по физической культуре и спорту.

Образовательная деятельность в УОР регламентирована Уставом и Типовым положением о среднем профессиональном образовательным учреждением. Студентам предоставляется общежитие (для иногородних), медицинская помощь, работа с практическим психологом, питание, необходимая учебная литература. Учащиеся находятся под постоянным контролем. Студенты регулярно выезжают на сборы.

Используется как индивидуальная форма обучения, так и дифференцированная с интерактивными средствами. Также студентам дается определенная часть предметов на самообразование. После обучения выпускники училищ олимпийского резерва могут стать студентами ВУЗов спортивного направления.

Программа для спортсменов-студентов состоит их учебных циклов:

  • общеобразовательного;
  • общего гуманитарного и социально-экономического;
  • математического и общего естественнонаучного;
  • профессионального.
Читайте также:  Что делать, если хотят вернуть деньги за приставку?

Студенты УОР проходят практики:

  • учебную;
  • производственную (по профилю специальности);
  • преддипломную.

В конце учебного цикла студенты сдают промежуточную аттестацию. Для получения диплома необходимо будет подготовить и защитить государственная квалификационную работу.

Форма обучения

Форма обучения в училищах (колледжах, техникума) олимпийского резерва на отделении олимпийского резерва очная, на отделении физической культуры и спорта — очно/заочная. Возможна программа получения образования в виде экстерната.

Сроки получения образования

Отделение олимпийского резерва

Форма обучения — очная.

Сроки получения среднего профессионального образования:

  • на базе основного общего образования (9 классов) — 3 года 10 месяцев;
  • на базе среднего общего образования (11 классов) — 2 года 10 месяцев.

Отделение физической культуры и спорта

Форма обучения — очная, заочная.

  Жизнь после спорта: кем будет ваш ребенок

Сроки получения среднего профессионального образования:

  • на базе основного общего образования (9 классов) — 3 года 10 месяцев (очная форма обучения);
  • на базе среднего общего образования (11 классов) — 3 года 5 месяцев (заочная форма обучения).

Документы для поступления

Общий перечень необходимых документов для поступления:

  • заявление установленной формы (заполняется родителем или законным представителем абитуриента);
  • оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка, паспорта;
  • рекомендация тренера (направление, ходатайство) ДЮСШ или СШОР;
  • оригинал и копия аттестата об основном общем образовании;
  • оригинал и копия протокола чемпионата или соревнования, подтверждающий разряд или звание (за последний год);
  • амбулаторная медицинская карта (оригинал, выписка из нее);
  • справка от фтизиатра или ФЛГ;
  • выписка о профилактических прививках;
  • общий анализ крови и мочи;
  • дополнительные справки и исследования (электрокардиограмма, эхокардиография, МРТ, УЗИ брюшной полости и почек, биохимический анализ крови и другие);
  • страховой медицинский полис;
  • согласие на обработку персональных данных.

Прием документов осуществляется в июне, августе. Со списком документов для поступления и датой их подачи можно ознакомиться на официальном сайте УОР.

Оплата обучения

В училищах олимпийского резерва обучение проходит в основном бесплатно, но возможны занятия и на коммерческой основе. Бюджетные места ограничены количеством, в приоритете перспективные ученики и абитуриенты льготной категории.

Подводим итог

Обучение в училище предоставляет шанс спортсмену выступать на крупных спортивных соревнованиях не только местного и государственного уровня, но и международного (чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры). Во время обучения ребенок получит профессиональное образование и сможет работать педагогом по физической культуре и спорту.

За что могут исключить из училища олимпийского резерва, и почему набирают больше пловцов, чем биатлонистов

О том, кто имеет хорошие шансы поступить в Минское государственное городское училище олимпийского резерва и почему больше набирают пловцов, гребцов и борцов, а меньше биатлонистов, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал директор МГГУОР Дмитрий Фираго.

— Для комплектования отделений по видам спорта, а их у нас 25, в течение учебного года наши специалисты проводят большую работу, — говорит собеседник.

 — Анализируют результаты выступления учащихся спортивных школ на соревнованиях городского и республиканского значения, формируют рейтинг их спортивных достижений.

Для поступления в училище составляют и утверждают списки в федерациях по видам спорта и центрах олимпийской подготовки. Только после этого можем начинать зачисление абитуриентов.

— Кто ваши потенциальные ученики?

— Набираем спортсменов-учащихся как на школьный период — это 8–11-е классы, — так и на 1-й курс училища после 11-го. Для этого наши потенциальные ученики должны иметь соответствующий спортивный разряд, успешно выступать на соревнованиях республиканского и международного масштаба.

Вне конкурса зачисляем медалистов чемпионатов мира и Европы. На 1-й курс училища набор окончили 9 августа. Зачислены 24 спортсмена. Прием документов на школьный период продолжится до 23 августа. Согласно плану комплектования, необходимо зачислить 83 абитуриента.

На сегодня подали документы 75 ребят.

— Подача документов в МГГУОР еще не значит поступление…

— Дети должны пройти углубленный медицинский осмотр в Республиканском научно-практическом центре спорта. Немало на этом срезается. Чаще всего выявляют проблемы со зрением, с сердцем, позвоночником.

В 2019 году больше всего отсеялось представителей единоборств — бокса, борьбы, таэквондо. Добавлю: в течение учебного года ребята дважды проходят медосмотр. Если ухудшается здоровье, отчисляем в конце учебного года.

В некоторых случаях врачи многим из них советуют вообще завязать со спортом во избежание серьезных проблем.

— Отделения по каким видам спорта расширятся в предстоящем учебном году?

— Пополнятся ряды пловцов. В 2018/2019 учились 12, а сейчас будет 21. Это победители и призеры республиканских соревнований. Увеличение связано с тем, что плавание — медалеемкий вид спорта: на Олимпиаде разыгрывают 34 комплекта наград.

Больше стало спортсменов, представляющих академическую греблю, греко-римскую борьбу, современное пятиборье. А вот биатлонистов поубавилось. В предыдущие годы было 11–15, а ныне сократилось до 5. Причина проста: нет достойных результатов.

— В чем специфика обучения в МГГУОР?

— Расчет идет на то, чтобы ребята могли проводить по две тренировки в день и успешно учиться. Для тех, кто был на соревнованиях, сборах, проводим дополнительные занятия, практикуем дистанционное обучение. Отмечу: у ребят нет послаблений в учебе.

Ежегодно проводится аттестация, а специальная комиссия рассматривает спортивные результаты, поведение, а также успеваемость. Процедуру можно пройти успешно, получить время на исправление или быть отчисленным.

Чаще всего поводом для исключения становится снижение спортивных результатов.

— Расскажите об успехах ваших учеников.

— На II Европейских играх в Минске выступили 10 наших выпускников и один учащийся. Представители спортивной акробатики Вероника Набокина и Юлия Ивончик выиграли «золото» и «бронзу», победителями Игр стали дзюдоистка Марина Слуцкая и самбистка Вера Гореликова.

На соревнованиях по велотреку Анна Терех заняла 3-е место. Радуют успехи пятиборца Ивана Прыткова — в этом году он брал медали на первенствах Европы и мира.

Иван Брынза вернулся с юниорского чемпионата мира по академической гребле с «золотом», Ксения Дзибук на чемпионате Европы среди юниоров по вольной борьбе стала серебряным призером.

На XI Балтийских юношеских играх борцы греко-римского стиля Владислав Слободинский и его тезка Володин заняли 1-е место, представительницы настольного тенниса Юлия Залесская и Екатерина Аблам — 2-е. Примерно 50 % наших учеников входят в списочный состав национальных и сборных команд по видам спорта.

Справочно

В предстоящем учебном году в училище будут действовать 25 отделений по видам спорта. Особое внимание уделяется биатлону, боксу, вольной и греко-римской борьбе, велоспорту, гребле на байдарках и каноэ, дзюдо, легкой атлетике, плаванию, современному пятиборью, стрельбе пулевой, теннису, тяжелой атлетике.

Фото Сергея Шелега

Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса

  • ВОПРОС 79
  • Есть ли общие требования к сдаче нормативов при приеме или переводе занимающихся на программы спортивной подготовки?
  • В настоящее время единого порядка и правил приема на спортивную подготовку на всей территории Российской Федерации не установлено.
  • Правила приема лиц в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, определяются учредителем (учредителями) физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в ее уставе.
  • Для зачисления спортсмена на определенный этап спортивной подготовки необходимо выполнить минимальные требования, установленные в таблицах, содержащихся в ФССП, а при отсутствии утвержденного ФССП – на нормативы, установленные самой организацией.
  • Таким образом, правила приема и порядок проведения тестирования относятся к компетенции самой организации.
  • Если результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным федеральными стандартами спортивной подготовки по выбранным виду или видам спорта (спортивным дисциплинам), прохождение следующего этапа спортивной подготовки не допускается.

Таким образом, для перевода не следующий этап необходимо выполнить нормативы того этапа, на котором спортсмен проходил спортивную подготовку; снижать установленные ФССП минимальные требования не допускается, а определение регламента их выполнения относится к компетенции организации (например, предоставить несколько попыток для выполнения; установить балльную систему и минимальный средний балл по выполнению всех нормативов, например, как в ФССП по художественной гимнастике, и использовать др. варианты).

ВОПРОС 80

Можно ли считать учащегося по программе спортивной подготовки выпускником, если он, например, после завершения тренировочного этапа 5 года не выполнил норматив КМС или поступает в учебное заведение в другой город? Или же он отчисляется? Можно ли нам в локальном акте прописать, что это выпускник. Мы нигде не можем найти упоминание об этом. Если по предпрофессиональным программам это выпускник, т. к. срок реализации программы закончился, то на спортивной подготовке нигде не указано, что делать с этим учащимся.

Необходимо различать образовательные программы, по которым у нас проходят подготовку в спортивных школах – учащиеся, а в училищах олимпийского резерва – студенты (можно использовать общий термин – обучающиеся). Соответственно, лица в полном объеме завершившую подготовку по образовательной программе, становятся «выпускниками».

Программы спортивной подготовки не являются образовательными программами (хотя и могут реализовываться образовательными организациями наравне с образовательными программами в области физической культуры и спорта) и, соответственно, к ним не применяются требования и определения системы образования.

Необходимо использовать терминологию федеральных стандартов спортивной подготовки. В настоящий момент еще отсутствует правоприменительная практика по использованию терминологии в программах спортивной подготовки.

  1. Таким образом, в локальных нормативных актах организации, осуществляющей спортивную подготовку, не рекомендуется использовать понятия «учащийся», «обучение», «выпускник» в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку.
  2. В конкретном указанном случае возможно применение фразы «спортсмены, завершившие подготовку на этапе спортивной подготовки…»
  3. ВОПРОС 81

Мы осуществляем свою деятельность через филиалы, расположенные в сельской местности.

Читайте также:  Покупка жилья у тестя с использованием маткапитала

Каким образом сформировать группу из 15 одаренных детей, способных осилить данные программы (возраст)? Из каждой действующей сейчас группы можно выделить (отобрать) по 3–4 обучающихся одного возраста, способных заниматься по предпрофессиональным программам или программам спортивной подготовки.

А для формирования одной группы необходимо минимум 15 человек. Сформировать одну группу одного возраста из обучающихся разных филиалов не получится – они расположены на удалении друг от друга от 20 до 50 км (для доставки к месту занятий и обратно домой ДЮСШ своим транспортом не располагает).

Согласно приложения № 1 к Особенностям, утвержденным приказом № 1125, минимальная наполняемость групп на этапах выше спортивно-оздоровительного определяется самой организаций. Вы можете установить для сельской местности или малокомплектных школ пониженный норматив.

В дополнение к этому в Отраслевом соглашении работников физической культуры, спорта и туризма закреплена норма, что при «недоборе» часов у тренера-преподавателя ему можно устанавливать доплату к ставке заработной платы в случае невозможности «догрузить» его другой педагогической работой. Данную норму необходимо предусмотреть в коллективном договоре организации.

ВОПРОС 82

Можем ли мы сформировать группу, если в нее войдут обучающиеся 7, 8, 9, 10 лет (разница в 2–3 года)? В ФССП определен минимальный возрастной порог для разных групп подготовки. И нигде не сказано о разнице в возрасте среди обучающихся в одной группе. А мы можем сформировать разновозрастную группу обучающихся?

В соответствии с пунктом 7 Приложения к приказу Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[84]

84
  Зарегистрирован Минюстом России 27.11.2013, регистрационный № 30468.

[Закрыть]

организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее – объединения), а также индивидуально.

  • Таким образом, организация самостоятельно определяет возрастные параметры набора детей в группы подготовки.
  • ВОПРОС 83

В ДЮСШ пять отделений (баскетбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, тяжелая атлетика). Два отделения не соответствуют п. 22 Приказа Министерства спорта Российской Федерации № 1125 от 27.12.2013 г. (количество учебных групп на отделение должно быть не менее шести): отделение тяжелой атлетики – 1 тренер с 1 группой и отделение бадминтона – 1 тренер с 2 группами.

На общем собрании работников был принят устав в новой редакции, в котором оставили отделения баскетбола, волейбола, настольного тенниса, соответствующих по количеству групп, устав зарегистрирован в налоговых органах.

Отделение тяжелой атлетики (тренер и 1 группа учащихся) передано в Детско-юношеский центр (далее – ДЮЦ).

Отделение бадминтона также хотели передать в ДЮЦ, но тренер и родители от перевода в ДЮЦ отказались, мотивировав это снижением статуса тренера и спортсмена, территориальным расположением ДЮЦ в другом районе города, уменьшением учебной нагрузки.

Был предложен вариант перехода в ДЮЦ, но занятия будут проходить на базе ДЮСШ, возможно увеличение учебной нагрузки за счет дополнительных занятий.

После рассмотрения всех предложенных вариантов также последовал отказ тренера и родителей, ими были написаны жалобы во все инстанции, начиная от директора школы и до губернатора области, прокуратуры. Родители предлагают добрать детей на отделение бадминтона до 6 групп. Возможность обеспечить такое количество групп спортивными залами в ДЮСШ отсутствует.

Просим Вас дать рекомендации в связи со сложившейся ситуацией.

В соответствии с пунктом 22 Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта, утвержденных приказом Минспорта России от 27 декабря 2013 г. № 1125, в спортивных школах отделения открываются по избранным видам спорта (группе видов спорта).

В представленном случае на настоящее время количество групп по виду спорта «бадминтон» недостаточно для формирования самостоятельного отделения, и для его функционирования нет необходимых ресурсов.

Вариантов решения несколько:

а) настольный теннис и бадминтон в соответствии с пунктом 2.1 Федеральных государственных требований, утвержденных приказом Минспорта России от 12 сентября 2013 г. № 730, относятся к одной группе видов спорта – игровые виды спорта. Таким образом, может быть сформировано отделение по игровым видам спорта, куда войдут группы подготовки по настольному теннису и бадминтону;

б) в связи с тем, что отделение было закрыто на настоящий день, открыть его заново при наличии не менее 3 групп подготовки и установить плановый период выхода на необходимые объемы работы (при наличии соответствующего ресурсного обеспечения);

в) предложить учредителю ДЮЦ, куда предполагается передать бадминтон, выдать им муниципальное задание на предпрофессиональные программы по игровым видам спорта по соответствующим этапам подготовки, и на основании этого у ДЮЦ появится возможность ввести в штатное расписание должности тренеров-преподавателей и реализовывать дополнительные предпрофессиональные программы (без обязательств в последующем реализовывать программы спортивной подготовки, что отличительно от спортивной школы).

Также обращаем внимание, что законодательством не предусмотрена обязательность перечисления структурных подразделений в уставе образовательной организации, так как согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

Конкретизация в уставе структуры организации является излишним уровнем администрирования.

У учредителя есть другие возможности управлять процессом – формирование муниципального задания, который, как по дополнительным предпрофессиональным программам, так и по программам спортивной подготовки, выдается в виде услуги либо по группам видов спорта, либо по видам спорта и по каждому этапу подготовки. Таким образом, наиболее эффективно учреждению делать своевременные расчеты и представлять на согласование учредителю два сводных плана комплектования (по образовательным программам и по программам спортивной подготовки) и после их согласования на основании этого утверждать или вносить соответствующие изменения в структуру и штатное расписание учреждения и проводить тарификацию педагогических работников и тренерского состава.

ВОПРОС 84

Может ли администрация УОР планировать набор с учетом численности обучающихся в учебной группе менее 25 человек (15, 20) со ссылкой на приказ Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125?

При планировании набора обучающихся в учебные группы по профессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта необходимо также руководствоваться приказом Минспорта России от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

  1. В пункте 19.6 приложения к указанному приказу установлено, что численность обучающихся в учебной группе в профессиональной образовательной организации устанавливается в соответствии с ее локальными нормативными актами:
  2. а) 8–15 человек – по основным общеобразовательным программам;
  3. б) 4–8 человек – по образовательным программам среднего профессионального образования.
  4. Комплектование учебных групп свыше указанной численности будет являться нарушением требований к реализации образовательных программ среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.

Таким образом, необходимо разработать и принять с учетом мнения представительных органов обучающихся локальный нормативный акт, устанавливающий численность обучающихся в учебных группах по основным общеобразовательным программам (при наличии) и образовательным программам среднего профессионального образования в пределах вышеуказанной численности, установленных пунктом 19.6 приложения к приказу Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125.

ВОПРОС 85

Существует ли возможность у муниципальной ДЮСШ добирать детей (в случае необходимости) на этапы подготовки (начальной, тренировочный) предпрофессиональной программы? Если «да», то как: решением педагогического (тренерского) совета; применив сокращенную форму обучения; при условии выполнения контрольных нормативов соответствующего года обучения (этапа подготовки); результата выступления на спортивных соревнованиях?

  • Это решается в соответствии с приказом Минспорта России № 731, там предусмотрена возможность дополнительного набора детей при наличии вакансии, но это делается в соответствии с локальными нормативными актами организации, и заранее информируются родители (законные представители) на сайте организации о наличии набора.
  • ВОПРОС 86
  • Какова продолжительность занятий для детей 7–8 лет?

Определение продолжительности занятий, разработка и утверждение реализуемой программы относятся к компетенции самой организации в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», а также пункта 1 части 1 статьи 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Пунктом 5 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2014 г., регистрационный № 31522) установлено:

  1. «Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, а также программ спортивной подготовки, рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать:
  2. на спортивно-оздоровительном этапе – 2 часов;
  3. на этапе начальной подготовки – 2 часов;
  4. на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – 3 часов;
  5. на этапе совершенствования спортивного мастерства – 4 часов;
  6. на этапе высшего спортивного мастерства – 4 часов.
  7. При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *