Последствия нахождения в опьянении при проверке в период отбывания ограничения свободы

21 августа 2019 в 16:31

Последствия нахождения в опьянении при проверке в период отбывания ограничения свободы

Время содержания в СИЗО: включается в общий срок лишения свободы или нет?

Федеральным законом от 3 июля 2018 года №186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 УК РФ» изменены правила зачета времени содержания лица под стражей в общий срок отбывания наказания, имеющие важное практическое значение.

Что говорит по этому поводу УК РФ

Согласно ч. 31 ст. 72 УК РФ время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день в СИЗО за:

  • один день отбывания наказания в тюрьме либо колонии строгого или особо строгого режима;
  • полтора дня в воспитательной колонии или колонии общего режима;
  • два дня в колонии-поселении

Например, лицу, 60 дней содержащемуся под стражей до вступления приговора в законную силу, данный срок будет засчитан за 90 дней отбывания наказания в колонии общего режима, и за 120 дней в колонии-поселении, то есть из расчета один день в СИЗО за полтора дня колонии общего режима и два дня колонии-поселения, соответственно.

Когда данные правила не применяются?

  • к осужденным при особо опасном рецидиве преступлений;
  • к осужденным, которым смертная казнь заменена лишением свободы;
  • к осужденным за преступления террористической направленности, захват заложника, организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем, бандитизм, государственную измену, шпионаж, а также преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств (ч. 32 ст. 72 УК РФ).

Время содержания в СИЗО в таких случаях: один день пребывания в изоляторе будет засчитываться только за один день отбывания наказания в воспитательной колонии, колонии общего режима или колонии-поселении.

Последствия нахождения в опьянении при проверке в период отбывания ограничения свободы

Изменения также коснулись лиц, которые в ходе уголовного судопроизводства находились под домашним арестом.

Время содержания лица под домашним арестом засчитывается в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы (ч. 34 ст. 72 УК РФ)

Разъяснения Верховного Суда РФ по правилам зачета времени в СИЗО:

Верховный Суд РФ выявил сложности при применении положений ст. 72 УК РФ в новой редакции и в своих «Ответах на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 72 УК РФ» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31 июля 2019 г. ( https://vsrf.ru/documents/thematics/28125/) дал следующие разъяснения ее применения при постановлении приговора:

  • в срок лишения свободы засчитывается период содержания лица под стражей со дня фактического задержания до дня вступления приговора в законную силу;
  • в срок лишения свободы засчитывается период нахождения лица под домашним арестом до вступления приговора в законную силу, если в приговоре домашний арест сохранен в качестве меры пресечения;
  • началом срока отбывания наказания по общему правилу необходимо признавать день вступления приговора в законную силу;
  • если время содержания под стражей поглощает срок назначенного наказания, то суд постановляет приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания, а осужденный подлежит немедленному освобождению в зале суда;
  • при назначении лишения свободы условно судам не следует указывать в приговоре на применение ст. 72 УК РФ, даже если осужденный до этого содержался под стражей;
  • к преступлениям, совершенным до 14 июля 2018 г. (т.е. до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2018 года №186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 УК РФ»), применяются правила зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы, поскольку они улучшают положение лиц, совершивших преступление до 14 июля 2018 г., и, как следствие, имеют обратную силу. Напротив, правило, предусматривающее зачет домашнего ареста в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестам за один день лишения свободы, ухудшает положение лица, по сравнению с ранее действующим порядком, и, следовательно, обратной силы не имеет. С учетом изложенного время нахождения под домашним арестом лицу, совершившему преступление до 14 июля 2018, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, в том числе и в случае избрания или продолжения применения этой меры пресечения после указанной даты.

— и др.

Последствия нахождения в опьянении при проверке в период отбывания ограничения свободы

Адвокатское бюро «Правовая Гарантия» работает имеет собственную уголовно-правовую практику, работающую с уголовными делами любой сложности.

Адвокаты Бюро могут представлять интересы потерпевших в суде, присутствовать при допросах, давать консультации. У нас работают только практики: опыт работы сотрудников составляет от 5 до 20 лет.

Вашим делом будет заниматься не вчерашний студент, а адвокат, соблюдающий профессиональную этику и адвокатскую тайну.

Вы можете быть спокойны за конфиденциальность всех информации, которая стала известна Вашему адвокату от Вас.

ШАРОВ ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ

Последствия нахождения в опьянении при проверке в период отбывания ограничения свободы

Другие интересные материалы адвоката Шарова Д. В. :

Какую цену присудили за незаконное содержание невиновного в СИЗО?

Что делать, если полицейский требует документы?

Как можно снять административный надзор? Я отбыл в исправительной колонии 11 лет от звонка до звонка, по освобождению мне дали 8 лет надзора

Доброй ночи! Как можно снять административный надзор? Я отбыл в исправительной колонии 11 лет от звонка до звонка, по освобождению мне дали 8 лет надзора, отмечаться 4 раза в месяц у меня нет возможности, официально на работу не берут, работаю где получается, калымы разные, жилья своего нет, а жить я должен в одном месте и могут проверить нахожусь я после 22:00 и до 6:00 на месте или нет. Был осуждён по ст. 132 УК РФ или хотя бы сократить?

Последствия нахождения в опьянении при проверке в период отбывания ограничения свободы

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Согласно ст.ст.

270-272 Кодекса административного судопроизводства, административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд:
1) исправительным учреждением — в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;
2) органом внутренних дел — в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Административное исковое заявление о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел.
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем.
Прокурор в порядке, установленном частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.
Административные исковые заявления о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора подаются в суд по месту осуществления административного надзора. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное административное исковое заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.
Несоблюдение указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи сроков не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы. Несоблюдение установленных частями 7 и 8 настоящей статьи сроков свидетельствует о нарушении законности и является основанием для вынесения частного определения в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
В административном исковом заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене административных ограничений должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) основания подачи соответствующего административного искового заявления;
3) сведения, предусмотренные соответственно частями 4 — 9 настоящей статьи;
4) сведения об иных обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения административного дела.
Административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником, административное исковое заявление органа внутренних дел — его руководителем, административное исковое заявление лица, в отношении которого установлен административный надзор, о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений — поднадзорным лицом либо его представителем при наличии соответствующих полномочий.
К административному исковому заявлению прилагаются документы и материалы, предусмотренные соответственно частями 4 — 9 настоящей статьи, иные необходимые документы и материалы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, а также документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В административном исковом заявлении органа внутренних дел об установлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагаются копия приговора суда и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
В административном исковом заявлении о продлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, предлагаемые срок продления административного надзора и виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о продлении административного надзора прилагаются материалы, свидетельствующие о совершении указанным лицом административных правонарушений, и материалы, характеризующие его личность.
В административном исковом заявлении о дополнении административных ограничений указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица и предлагаемые к дополнению виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о дополнении административных ограничений прилагаются материалы, свидетельствующие о совершении указанным лицом административных правонарушений, и материалы, характеризующие его личность.
В административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица и предлагаемые к отмене виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о частичной отмене административных ограничений прилагаются материалы, характеризующие указанное лицо.
В административном исковом заявлении о досрочном прекращении административного надзора указываются сведения, характеризующие поднадзорное лицо. К административному исковому заявлению о досрочном прекращении административного надзора прилагаются материалы, характеризующие указанное лицо.
Административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая неподсудности требований данному суду и возвращения административного искового заявления на основании пункта 2 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса. После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.
Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора.
Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.
Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенных поднадзорного лица и представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случаев, если явка таких лица и (или) представителя будет признана судом обязательной.
В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.
Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Читайте также:  Как получить свой экземпляр постановления суда о разводе в другом регионе?

Таким образом, для снятия административного надзора Вам нужно подать в суд административное исковое заявление.

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

  • Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     
  • Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
  • Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.
Читайте также:  Правомерны ли действия директора школы при постановке детей на внутришкольный учет без согласования?

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

  1. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
  2. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.
  3. За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

  • Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
  • Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
  • По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
  • Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Как влияет употребление алкоголя на правовые последствия преступлений и правонарушений?

Человек выпивает рюмку, рюмка выпивает человека. Так звучит народная мудрость.

По итогам 9 месяцев 2020 года количество преступлений, совершенных на территории республики в состоянии алкогольного опьянения снизилось на 6,3% (с 3164 до 2966).

  Однако, их удельный вес, по прежнему, высок и составляет 47,9 %.

В чем причины такого положения дел? Влияет ли состояние опьянения или заболевание алкоголизмом на вину и тяжесть наказания?  Возможно ли побудить человека к лечению и как изменить отношение общества к употреблению спиртных напитков, наркотических средств?

Об этом интервью со старшим прокурором отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов прокуратуры Республики Саха (Якутия) советником юстиции Ускеевой Антониной Николаевной

Антонина Николаевна, каковы причины и условия совершения преступлений в состоянии алкогольного опьянения? Возможно ли их предотвратить?

Состояние опьянения тесно связано с такими негативными явлениями, как пьянство, алкоголизм и наркомания, которые включены в комплекс обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Поэтому предупреждение преступлений, совершенных в состоянии опьянения, является одной из приоритетных задач государственной политики.

Вопрос профилактики употребления алкоголя остается приоритетным, поскольку по-прежнему треть преступлений (2305 из 7137) совершается под пагубным влиянием спиртных напитков.

Снижает результативность принимаемых органами государственной власти и правоохранительными структурами мер по профилактике алкоголизации населения нарушение установленных ограничений при реализации спиртных напитков.

Так, на сегодня к административной ответственности за нарушение установленных ограничений реализации алкогольной продукции привлечены 119 работников торговых организаций и 102 частных лица, которые допустили незаконную продажу алкогольной продукции.

Данное обстоятельство также является одним из обстоятельств, способствующих совершению пьяных преступлений.

  • Всем нам известно, что преступление и алкоголизация – это социальные явления, которые зависят от многих факторов.
  • Учитывая, что в основном преступления в состоянии алкогольного опьянения совершаются лицами в возрасте от 18 до 40 лет (1408 или 70,6%), немаловажную роль играет достаточность социальных объектов (клубы, спортивные, культурные).
  • Как показал анализ, 1283 или 64% преступления в состоянии алкогольного опьянения совершены безработными. 
  • В связи с этим, необходимо принимать меры по организации досуга и занятости населения, особенно в молодежной среде, объединить их по интересам в клубы, секции, общественные движения.

Кроме того,  нельзя оставаться равнодушными к бедам соседей, надо пресекать бытовой алкоголизм, бить тревогу, когда пьют соседи. Поскольку большинство насильственных преступлений совершаются в сфере семейно-бытовых конфликтов после употребления спиртных напитков.

Как влияет наличие опьянения на назначение наказания за совершенное преступление?

Безусловно, в реализации  государственной  программы по противодействию  алкоголизации  большую роль играют и нормы уголовного права.

В соответствии со ст. 23 УК РФ  лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, подлежит уголовной ответственности.

При этом не имеет значения вид опьянения — алкогольное, наркотическое либо вызванное употреблением психотропных веществ, их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных либо других одурманивающих веществ.

Это ответ на ошибочное представление некоторых граждан, когда они думают, что если не помнят о своих действиях, то могут избежать ответственности.

В целом государством принимаются меры по ужесточению ответственности за совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения.

Например, введена уголовная ответственность за повторное управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (ст. 264.1 УК РФ).

  Кроме того, нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, находящимся в состоянии опьянения, является квалифицирующим обстоятельством (ч. ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ).

В настоящее время, согласно  ч.1.1 ст.

63 УК РФ судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

В каком случае суды оценивают наличие алкогольного опьянения, как отягчающее вину обстоятельство?

Установление отягчающих обстоятельств имеет существенное значение для правильного решения вопроса о назначении справедливого наказания.

Возможность отнесения алкогольного опьянения к отягчающим обстоятельствам  введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 270-ФЗ, когда  в ст. 63 УК РФ была введена новая ч. 1.

1, в результате в уголовное законодательство возвращено (ранее предусматривавшееся УК РСФСР) отягчающее наказание обстоятельство — совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Особенностью данного отягчающего обстоятельства является то, что оно может быть признано в качестве такового судом, назначающим наказание, с изложением в приговоре мотивов принятого решения, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного.

Судом, прежде всего, должно быть установлено, что виновный находился в состоянии опьянения в момент совершения преступления. Поэтому суд не может учитывать в качестве отягчающего обстоятельства явления общего характера, например, сам факт наличия диагноза алкоголизм или наркомания.

Закон не устанавливает условий, позволяющих суду принять решение о признании данного обстоятельства отягчающим. Само по себе совершение преступления в состоянии опьянения не является единственным и достаточным основанием для признания такого состояния обстоятельством, отягчающим наказание.

Судебная практика показывает, что данное обстоятельство признается отягчающим при совершении насильственных преступлений против личности, против общественной безопасности и общественного порядка.

Отличается ли подход судов при простом алкогольном опьянении и наличии заболевания «алкоголизм, наркомания»?

Читайте также:  Официальный дилер отказывается ремонтировать нанесенный ими же ущерб автомобилю

Потребление алкоголя нельзя отнести к девиантному поведению, но даже если оно не ведет в итоге к пьянству и алкоголизму, часто оно приводит к различным асоциальным действиям, правонарушениям и даже преступлениям. Нередко человек даже под влиянием небольшой дозы алкоголя совершает неадекватные действия и ситуативные преступления.

Да, состояние алкогольного опьянения не является непосредственной причиной общественно опасного деяния, но представляет собой обстоятельство, способствующее проявлению общественно опасного поведения лица.

«Простое» опьянение не является психическим расстройством и не учитывается при решении вопроса о вменяемости лица, совершившего общественно опасное деяние, субъектом преступления.

Вместе с тем, алкоголь, наркотические средства, психотропные и иные одурманивающие вещества оказывают воздействие на психофизиологическое состояние человека разной степени тяжести и продолжительности. Употребление названных веществ может вызывать хронические или временные психические расстройства, образующие медицинские критерии невменяемости или ограниченной вменяемости.

Абсолютно бесспорна и доказуема криминогенная роль наркотиков и алкоголя на поведение лица, страдающего алкоголизмом или наркотической зависимостью.

Постоянное токсическое воздействие больших доз опьяняющих веществ на организм приводит к нарушениям интеллектуальной, мотивационной и волевой сфер, в частности к повышенной возбудимости, жестокости, циничности, неконтролируемой агрессии, снижению критичности, нравственной деформации, примитивности суждений, нарушениям сексуального поведения и деформации понимания иерархии удовлетворения потребностей.

В нашей республике, несмотря на незначительное снижение преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, их количество остается значительным. При этом около 90% убийств и 70% причинения вреда здоровью человека различной степени тяжести совершаются лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.

Существуют ли какие-либо правовые меры, направленные на побуждение к добровольному лечению от алкоголизма или наркомании?

Общество нуждается в постоянной защите от общественно опасного поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

К сожалению, принудительные меры медицинского характера в соответствии со ст. 97 УК РФ нельзя применить к лицам, страдающим алкоголизмом или наркоманией, хотя данная мера была ранее известна российскому законодателю. А ведь целями принудительных мер медицинского характера в соответствии со ст.

98 УК РФ, наряду с излечением лиц или улучшением их психического состояния, является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний.

В настоящее время  принудительные меры медицинского характера применяются только в отношении невменяемых лиц или лиц, страдающих психическими расстройствами.

В соответствии со ст. 82.

1 УК РФ за совершение определенных преступлений к лицу, признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию, суд может применить отсрочку отбывания наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и реабилитации, но не более чем на пять лет. На наш взгляд, данную отсрочку можно было бы применить и в отношении лиц, страдающих алкоголизмом, который так же, как и наркомания, является заболеванием.

  1. Данные меры, безусловно, способствовали бы более эффективной борьбе с таким негативным явлением, как употребление алкоголя и совершением под его влиянием преступления.
  2. Как влияет уровень правовой культуры населения на обеспечении законопослушного поведения?
  3. Безусловно, проводимая работа по пропаганде здорового образа жизни, повышения правовой культуры и уважения к закону имеет свои наглядные результаты.
  4. При наличии изобилия нормативных правовых актов, направленных на профилактику употребления алкоголя и наркотических средств, значимым остается самосознание  важности неупотребления этих одурманивающих веществ — это изменение отношения населения к употреблению алкоголя и формирование такой духовно-нравственной основы общества, которая способствовала бы развитию здорового полноценного общества, не обремененного употреблением алкоголя, наркотиков.

В первую очередь, родители – это пример для детей. Поэтому азам правовой культуры, в том числе неприязнь к употреблению алкоголя, надо приучать с детства в семье.

Что бы вы порекомендовали нашим телезрителям, которые положительно относятся к употреблению алкоголя или наркотических средств?

Нахождение человека в состоянии опьянения приводит к существенному риску стать потерпевшими или совершить преступления.

Успех в жизни зависит от постановки цели, проявления инициативы и целеустремлённости в её достижении. Необходимо мотивировать школьников к получению образования, повышению интеллекта.

В настоящее время органами власти принимаются меры по созданию условий для открытия бизнеса. Только нашим молодым людям необходимо  разъяснять нововведения, порядок открытия собственного дела, возможности получения льгот и гарантий для начинающих предпринимателей.

  • Не менее важным является разъяснение права и возможности получения бесплатной наркологической помощи, сведений об общественных организациях, оказывающих содействие в борьбе с алкоголизмом.
  • Как положительный пример, можно отметить Чурапчинский район, где на снижение  алкоголизации населения и алкогольной преступности повлияло создание мужского хора при доме культуры.
  • Какие меры принимаются государственными органами по профилактике алкоголизации, наркомании и эффективны ли они?

Так, в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, подчеркивается, что угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются наркомания и алкоголизм, а также доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления.

Последствия нарушения порядка отбывания условного осуждения

Условное осуждение является мерой уголовно-правового воздействия и связано с возложением на осуждённого целого ряда обязанностей и ограничений, невыполнение которых может привести к его отмене.

В большинстве случаев, при соблюдении осуждённым порядка отбывания условного наказания, исполнение приговора заканчивается по истечении испытательного срока. При этом одновременно с истечением испытательного срока погашается и судимость.

Вместе с тем, условное осуждение может быть отменено досрочно по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осуждённого, в случае, если он своим примерным поведением докажет свое исправление.

Согласно ч. 1 ст.

74 Уголовного кодекса РФ, если до истечения испытательного срока условно осуждённый поведением доказал свое исправление, возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осуждённого, может отменить условное осуждение и снять с осуждённого судимость. При этом условное осуждение может быть отменено по истечении не менее половины установленного испытательного срока.

  • Противоположные последствия могут наступить для осуждённого в связи с нарушением им порядка отбывания условного наказания.
  • Ответственность осуждённых наступает при следующих обстоятельствах.
  • Если условно осуждённый однократно не исполнил возложенные на него судом обязанности, уклонился от возмещения вреда, причиненного преступлением, или совершил нарушение общественного порядка, за которое был привлечен к административной ответственности, суд по представлению специализированного органа может продлить установленный судом испытательный срок, но не более чем на один год.
  • Если же условно осуждённый в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, не исполнял обязанности, возложенные на него судом, либо скрылся от контроля, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может принять решение об отмене условного осуждения и реальном исполнении назначенного судом наказания.
  • Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осуждённым в течение года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности.
  • Систематическим неисполнением обязанностей признается совершение запрещенных или невыполнение предписанных осуждённому действий более двух раз в течение одного года, либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
  • Скрывающимся от контроля признается условно осуждённый, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.
  • В случае совершения условно осуждённым в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или сохранении условного осуждения решается судом индивидуально в каждом конкретном случае.

При решении данного вопроса суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности первого и второго преступлений, а также данные о личности осуждённого и его поведении во время испытательного срока. При необходимости для выяснения таких данных в судебное заседание может быть вызван представитель органа, осуществляющего контроль за поведением условно осуждённого.

Установив, что условно осуждённый в период испытательного срока вел себя отрицательно, не выполнял возложенных на него обязанностей, нарушал общественный порядок и т.п., суд в силу ч. 4 ст. 74 Уголовного кодекса РФ может отменить условное осуждение и назначить наказание по совокупности приговоров.

В случае же совершения условно осуждённым в течение испытательного срока умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления суд отменяет условное осуждение и назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 УК РФ, то есть по совокупности приговоров.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *