Сохранится ли квалификационная категория?

Разъяснения к разделу «Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)» приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209.

Вопрос 1. Может ли педагогический работник претендовать на первую квалификационную категорию, если он  не проходил аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности.

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой  квалификационной  категории, не предусматривает условия предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия его занимаемой должности.

Вопрос 2.

Если педагогический работник будет  включен в список лиц, подлежащих аттестации с целью установления соответствия занимаемой им должности, как не имеющий квалификационной категории, а он одновременно обратится в аттестационную комиссию для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, следует ли проводить аттестацию такого педагогического работника по двум основаниям либо в проведении  аттестации на квалификационную категорию ему должно быть отказано?

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой  квалификационной  категории, не содержит каких-либо ограничений в ее прохождении, в том числе в случаях, когда на него имеется представление от работодателя на прохождение аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности.Порядок аттестации не устанавливает каких-либо ограничений и в  проведении аттестации педагогического работника  с целью установления соответствия занимаемой должности в подобном случае, если ко дню ее проведения не будет вынесено  решение аттестационной комиссией о соответствии уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

Вопрос 3.

Может ли быть при аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации  требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям,  установлено дополнительное  обязательное требование о прохождении ими повышения квалификации? Может ли аттестационная комиссия принять решение о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, если работник не прошел повышение квалификации в межаттестационный период?

В соответствии с пунктами 2 и 25 аттестация педагогических работников проводится для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям. Эти требования предусмотрены в пунктах 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работников и не содержат такого требования, как повышение квалификации.

В отношении педагогического работника, не прошедшего повышение квалификации, аттестационная комиссия не в праве принять решение о том, что уровень его квалификации не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, если по результатам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника подготовлено положительное экспертное заключение.

Вместе с тем, в условиях модернизации образования, обновления его  содержания, поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) аттестационная комиссия вправе внести в аттестационный лист педагогического работника  рекомендацию о прохождении повышения квалификации.

Право педагогических работников на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в настоящее время закреплено в статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в соответствии с дополнением, внесенным в нее Федеральным законом от  27 июля 2010 № 215-ФЗ.

В соответствии со статьей 197 ТК РФ это право  реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором в том числе определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ,  предусматривающей, что  при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Решение вопросов о повышении квалификации, переподготовке кадров в соответствии со статьей 196 ТК РФ возложено на работодателей, которые определяют формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей  с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Статьей 196 ТК РФ установлено также, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Так, например, в соответствии с требованиями  ФГОС предусмотрены требования к уровню квалификации педагогических  работников, к непрерывности их  профессионального развития, обеспечиваемые освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.При этом финансовые условия должны обеспечивать образовательному учреждению  возможность исполнения требований ФГОС.

Вопрос 4. Работник имел первую квалификационную категорию, но срок ее действия истек, вправе  ли он обратиться в аттестационную комиссию для установления высшей квалификационной категории?

Нет, не вправе, поскольку претендовать на высшую квалификационную категорию  согласно заявлению  может педагогический работник, имеющий первую квалификационную категорию, если  срок ее действия не истек. 

Однако педагогическому работнику следует иметь в виду, что для сохранения уровня оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории, ему целесообразно обратиться в аттестационную комиссию заранее, но не позднее чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что  для рассмотрения  заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации – два месяца.

Вопрос 5. Пунктом  31 Порядка аттестации педагогических работников  предусмотрено, что высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые имеют первую квалификационную категорию.

Означает ли это, что при каждом прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию, работнику заблаговременно  необходимо будет аттестоваться на первую, даже при наличии высшей квалификационной категории (срок которой еще не истек)?

Нет, не означает.

Новый Порядок аттестации педагогических работников предусматривает наличие первой квалификационной в качестве условия   установления  высшей квалификационной категории только для тех педагогических работников, которые на высшую квалификационную категорию аттестуются впервые, либо  для педагогических работников, у которых срок действия квалификационной категории истек на день подачи заявления. Педагогические работники, уже имеющие высшую квалификационную категорию,   срок действия которой не истек, вправе вновь претендовать на ту же квалификационную категорию.

Вопрос 6.

 Пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи, а пунктом   27, что продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев. Считается ли началом аттестации дата подачи педагогическим работником заявления, а сроком ее завершения истечение двух месяцев  со дня его подачи либо эти сроки не связаны между собой?

Пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников установлен предельный срок рассмотрения заявления педагогического работника о прохождении аттестации на соответствие требованиям по заявленной квалификационной категории, завершением  которого является включение работника   в график проведения аттестации. При этом график  проведения аттестации для лиц, имеющих квалификационную категорию, должен учитывать срок ее действия, с тем чтобы решение аттестационной комиссией могло быть принято до истечения срока действия ранее присвоенной квалификационной категории.

Пунктом 27 Порядка аттестации педагогических работников определен предельный период, в течение которого  может проводиться аттестация педагогического работника, т.е.  со дня ее начала по графику до дня принятия решения аттестационной комиссии, который не может превышать двух месяцев.

Вопрос 7. Могут ли претендовать на высшую квалификационную категорию педагогические работники (преподаватели НПО, СПО, мастера производственного обучения, воспитатели, в т.ч.

дошкольных учреждений, педагогические работники коррекционных образовательных учреждений), воспитанники которых  по объективным причинам не имеют возможности проявить себя в олимпиадах, конкурсах всероссийского и международного уровня, поскольку  они для них не проводятся?

Результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях могут учитываться только для оценки педагогических работников, деятельность которых связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся.

Отсутствие возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой квалификационной категории.

Вопрос 8.

С какой даты педагогическому работнику устанавливается первая (высшая)  квалификационная категория и возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории, если протокол будет подписан не в день аттестации работника, а распорядительный акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, будет принят через месяц после даты аттестации работника?

Квалификационная категория педагогическому работнику  должна устанавливаться со дня принятия аттестационной комиссией решения о соответствии уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории независимо от даты принятия распорядительного акта федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. С этой же даты у работника  возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории.

Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам

15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, утвердивший новый порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок аттестации) (см. в блоге «Аттестация педработников – новый порядок» «Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности»).

ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил «Комментарий к порядку проведения аттестации педагогических работников» (далее — Комментарий) (см. Информационный бюллетень ЦС №6. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Москва, июнь 2014 г.

Читайте также:  Соответствие макета нормам закона о рекламе кредитных организаций

), в котором даны разъяснения  отдельных положений Порядка аттестации.

О квалификационных категориях

Согласно новому  Порядку аттестации квалификационные  категории, ранее установленные педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Педработник может аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории.  Аттестация на квалификационную категорию осуществляется по  личному желанию педработника.

Первая  квалификационная  категория  педагогическим   работникам устанавливается на основе:

  • стабильных   положительных   результатов   освоения     обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных   положительных   результатов   освоения     обучающимися образовательных программ  по  итогам  мониторинга  системы   образования, проводимого  в  порядке,  установленном  постановлением     Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 (см. в блоге Мониторинг в образовании);
  • выявления  развития   у   обучающихся   способностей     к   научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования,   совершенствования методов  обучения  и  воспитания,   транслирования   в     педагогических коллективах  опыта  практических  результатов  своей     профессиональной деятельности,  активного  участия  в  работе  методических    объединений педагогических работников организации.

 Высшая  квалификационная  категория  педагогическим   работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения   обучающимися   положительных   результатов     освоения образовательных программ  по  итогам  мониторинга  системы   образования, проводимого  в  порядке,  установленном  постановлением     Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662;
  • выявления  и   развития   способностей   обучающихся     к   научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности,   а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования,   совершенствования методов обучения  и  воспитания,  и  продуктивного  использования   новых образовательных технологий, транслирования в педагогических   коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений   педагогических работников   организаций,   в   разработке       программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Квалификационная категория устанавливается сроком на  5  лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

  • Квалификационные  категории   сохраняются до окончания срока их действия  при  переходе  в другую  организацию,  в  том  числе  расположенную  в  другом    субъекте Российской Федерации.
  • Истечение срока действия высшей квалификационной  категории   не ограничивает право педагогического работника впоследствии  обращаться   в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
  • Кто проводит аттестацию
  • Аттестация педработников организаций, находящихся в ведении  федеральных  органов  исполнительной  власти,     осуществляется аттестационными   комиссиями,   формируемыми   федеральными      органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся.
  • Аттестация педработников организаций, находящихся  в   ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных  организаций,  осуществляется аттестационными  комиссиями,  формируемыми   уполномоченными     органами государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации.
  • Регламент работы аттестационных комиссий  должен обеспечивать педагогическим работникам  право для обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, обеспечивать рассмотрение их заявлений в срок не более 30 дней, а проведение аттестации — в течение периода, не превышающего  60 дней и с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории.
  • Заявление о  проведении  аттестации

Аттестация педработников  проводится на основании их заявлений о  проведении  аттестации. В заявлении о  проведении  аттестации  указывается квалификационная категория и должность, по которой педработник   желает пройти аттестацию.

  1. Порядком аттестации не предусмотрено представление   педагогическим работником помимо заявления каких-либо дополнительных сведений и материалов, необходимых на этапе  осуществления всестороннего анализа его профессиональной деятельности, а также назначение  каких-либо испытаний.
  2. Заявление  подается педагогом  непосредственно в  аттестационную  комиссию,   либо направляется в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с  уведомлением  в   форме электронного  документа с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
  3. Порядок аттестации не предусматривает согласование заявлений педагогических работников с работодателем, а также квотирование или установление каких-либо соотношений количества устанавливаемых квалификационных категорий.

Основания продления квалификационной категории учителю пенсионеру

Преподаватель аттестовывался последний раз в январе 2004 года. В 2009 году квалификационную категорию не подтверждал.

Уверяет, что до наступления пенсионного возраста он может аттестацию не проходить – квалификаионная категория автоматически продляется.

В законе об образовании сказано, что продлять можно только пенсионерам, которые вновь вышли на работу и то на 1 год. Подскажите, не ошибаюсь ли я и если ошибаюсь, то какой нормативный акт говорит о продлении. Заранее огромное спасибо.

Анна, в прилагаемой информации найдете ответ на свой вопрос. Можете набрать указанный приказ в любом поисковике и посмотреть весь текст документа. Удачи.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»Обзор документа

С 1 января 2011 г. вводится новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Речь идет о тех, в которых реализуются основные образовательные программы дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профобразования, а также дополнительные образовательные программы.

Цель аттестации – установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Аттестационная комиссия для педработников региональных и муниципальных учреждений формируется региональным органом в сфере образования. Для педагогов федерального учреждения комиссия образуется органом, в ведении которого оно находится.

В состав комиссий, в частности, входят представители профсоюзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (попечительских и педсоветов и др.), работники образовательных учреждений.

Графики работы комиссий ежегодно утверждаются соответствующими органами.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Ее проходят педработники, не имеющих квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске. Педработник уведомляется об аттестации не позднее чем за месяц до ее начала.

Аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по заявлению педагога. Оно рассматривается в течение месяца.

Решение комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педработника. Оно утверждается госорганом в сфере образования. Аттестационный лист и выписка из акта госоргана направляются работодателю.

В случае непрохождения аттестации педагог увольняется либо с его согласия переводится на другую имеющуюся работу.

Квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 г., сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

Нормативная база

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно.

В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности».

Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81 , определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос 1. Педагог подавал заявление и материалы на высшую категорию.

Присвоена первая категория. Хотелось бы получить рекомендации. К кому можно обратиться? Ответ: Необходимо обратиться в адрес Департамента образования для получения официального разъяснения по сложившейся ситуации с предоставлением выписки из протокола заседания аттестационной комиссии. Вопрос 2. Если уровень оплаты сохраняется, то зачем тогда подавать заявление на подтверждение за 3 месяца?

Ответ: Уровень оплаты сохраняется, но если вы не пройдете аттестацию, то с вас удержится сумма оплаты с момента истечения срока действия категории, поэтому и рекомендуется подавать заявление заранее.

Вопрос 3. Заявление на категорию было подано за 1 день до окончания срока действия категории.

Сохраняется ли заработная плата с учетом действующей категории за работником до момента выхода приказа?

Ответ: Согласно Отраслевому соглашению, заключенному между окружной организацией профсоюза работников народного образования и науки и Департаментом образования и молодежной политики округа, педагогические работники, у которых истекает срок действия квалификационной категории, будут иметь право на сохранение уровня оплаты труда в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения. Вопрос 4.

Положение об аттестации работников

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Читать дальше Постановка на учет в гибдд московская область Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Возможно ли продление квалификационной категории педагогов

педагогов невозможно, срок их действия составляет строго 5 лет, никаких продлений нет и быть не может. В большом количестве случаев этот аспект интересует работника и работодателя в связи с определенным уровнем , который может зависеть от квалификационной категории.

https://www.youtube.com/watch?v=NxT6IsIJKXY\u0026t=389s

Рекомендации об оплате труда педагогических работников, с учетом имеющихся квалификационных теорий за выполнение педагогической работы, по должностям с другим наименованием, по которым не установлена квалификационная категория, предусмотрено приложением №2 федерально-отраслевого соглашения. Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться. Одновременно следует учесть такой момент, что запрещается продление квалификационной категории педагогов, которое предусмотрено пунктом 24 организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок).

Читайте также:  Увольнение работника в связи с отсутствием на рабочем месте в течение 3 дней

Общий раздел

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.

Остальной персонал можно аттестовывать.

Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Срок квалификационной категории закончился в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком

Вопрос:

Здравствуйте! У меня такая ситуация. Я работаю учителем в школе. Полтора года находилась в отпуске по уходу за ребёнком.

В период нахождения в отпуске у меня закончился срок действия моей квалификационной категории (была 1 категория). После выхода на работу я узнала, что у меня совсем сняли категорию (даже «соответствие» не оставили) и сообщили, что аттестоваться я имею право не ранее чем через 2 года.

Стаж у меня 17 лет, а мой труд оплачивают как труд молодого специалиста… Неужели это законно???

  • Вопрос: №261 от: 2013-10-09.

Ответ:

По существу заданного Вами вопроса сообщаем следующее.

В письме Министерства образования и науки РФ от 15 августа 2011 г. № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» подробно описана подобная ситуация.

Министерство образования указало, что порядок аттестации педагогических работников не предусматривает продление сроков действия квалификационных категорий.

Порядок аттестации педагогических работников во многом упрощает обращение в аттестационную комиссию, поскольку:

  • не устанавливает сроков подачи заявления;
  • не содержит каких-либо ограничений в прохождении аттестации для установления соответствия уровня квалификации работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

Ограничения предусмотрены только для педагогических работников, претендующих на высшую квалификационную категорию, в связи с тем, что на нее могут претендовать только педагогические работники, имеющие первую квалификационную категорию, причем не ранее чем через 2 года после ее установления, и подавшие заявление в аттестационную комиссию не позднее последнего дня действия первой квалификационной категории.

Из этого следует, что педагогический работник, претендующий на первую квалификационную категорию, может обратиться в аттестационную комиссию в любое время, в т.ч. в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком либо непосредственно после выхода из него.

  • Педагогическому работнику для сохранения уровня оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории (теперь только имевшейся первой или высшей квалификационной категории) целесообразно обращаться в аттестационную комиссию заранее, как правило, не позднее чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что для рассмотрения заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации — два месяца.
  • Что касается оплаты труда педагогических работников, у которых в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истек срок действия квалификационной категории, то образовательное учреждение может предусмотреть такую дополнительную гарантию при выходе на работу путем сохранения уровня оплаты труда по ранее имевшейся квалификационной категории в коллективном договоре, поскольку в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя для работников могут устанавливаться условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами.
  • Кроме того, такие же дополнительные социально-трудовые гарантии могут закрепляться в отраслевых соглашениях, заключаемых на всех уровнях социального партнерства — федеральном, региональном и местном, которые будут обязательны для выполнения образовательными учреждениями.
  • Согласно складывающейся практике, отраслевые соглашения, действующие в сфере образования во многих субъектах Российской Федерации, предусматривают для различных категорий педагогических работников, в том числе для педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по уходу за ребенком, сохранение на период до одного года уровня оплаты труда с учетом имевшейся у них квалификационной категории.
  • На основании вышеизложенного, для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории Вам необходимо обратиться с заявлением в аттестационную комиссию.
  • При этом, в соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений:
  1. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.
  2. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.
  3. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

При этом, необходимо учитывать, что педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Для более детального анализа Вашей ситуации рекомендуем Вам обратиться за консультацией в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-343-72-22.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Часто задаваемые вопросы, связанные с аттестацией педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

Вопрос: Как следует проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям в малокомплектных образовательных организациях? Ответ.

Порядком аттестации не предусмотрены какие-либо особые условия аттестации педагогических работников малокомплектных образовательных организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям.

Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым ими должностям определяется работодателем самостоятельно в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Имеет ли педагогический работник право по результатам аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности претендовать на повышение оплаты его труда?

Ответ.

К основным задачам проведения аттестации (пункт 3 Порядка аттестации) не относится обеспечение дифференциации размеров оплаты труда для педагогических работников, прошедших аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.  В то же время, в положениях об оплате труда организаций могут содержаться условия, учитывающие результаты такой аттестации при установлении выплат стимулирующего характера.

Вопрос: Обязан ли руководитель образовательной организации провести аттестацию на соответствие занимаемой должности, если педагогическому работнику решением аттестационной комиссии отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории?

Ответ.

Руководитель организации в отношении педагогического работника, которому было отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории, вправе провести аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 Порядка аттестации, к которым относится случай, когда отказано в установлении высшей квалификационной категории, но за педагогическим работником сохраняется действие первой квалификационной категории. Необходимость и сроки представления педагогических работников для проведения их аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Распространяются ли результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности одной образовательной организации при переходе в другую образовательную организацию? Ответ. Нет, не распространяются.

Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности действуют в течение 5 лет только в данной организации, поскольку проведение такой аттестации осуществляется аттестационными комиссиями каждой организации самостоятельно.

Вместе с тем, работодатель по новому месту работы может назначить проведение аттестации педагогического работника не ранее чем через два года со дня, с которого он приступил к работе (подпункт «б» пункта 22 Порядка аттестации).

Вопрос: Какие действия могут быть предприняты работодателем в случае признания работника не соответствующим занимаемой должности? Ответ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с работником может быть расторгнут.

  Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ). При этом увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя. ТК РФ предусматриваются случаи, когда увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ не допускается.  Так, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (часть 6 статьи 81 ТК РФ).

Не допускается увольнение по данному основанию работников (в том числе педагогических) из числа лиц, указанных в части 4 статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и в ряде других случаев), а также лиц, указанных в статье 264 ТК РФ.

Читайте также:  Увольнение с работы за прогул в выходной день

Вопрос: Фиксируются ли в трудовой книжке педагогического работника результаты аттестации на соответствие занимаемой должности? Если нет, то где эти результаты должны быть отражены?  Ответ. Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку не вносятся.

  В соответствии с пунктом 20 Порядка аттестации на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее 2 рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение 3 рабочих дней после ее составления.

Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Вопрос: Может ли педагогический работник лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации, если он письменно это не указал в заявлении?     Ответ.

Согласно пункту 13 Порядка аттестации аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится с его участием.

Поскольку на педагогического работника не возложена обязанность уведомлять о своем присутствии на заседании аттестационной комиссии, то в случае неявки работника в день проведения аттестации работодателю следует выяснить причину отсутствия, и, если она будет признана уважительной, аттестация педагогического работника переносится на другую дату, как это предусмотрено пунктом 13 Порядка аттестации. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

Вопрос: Будет ли считаться нарушением установленного Порядка аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если педагогический работник не был ознакомлен с распорядительными актами организации об аттестации, а также с представлением работодателя или ознакомлен с ними в сроки, меньшие, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации? Если да, то каковы правовые последствия такого нарушения? Ответ. Порядком аттестации установлена обязанность работодателя знакомить педагогических работников не позднее, чем за 30 дней до дня проведения аттестации под роспись с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации (пункт 9 Порядка аттестации), а также с представлением (пункт 12 Порядка аттестации). Несоблюдение работодателем положений, предусмотренных указанными пунктами Порядка аттестации, может быть обжаловано работником в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в суде).

Вопрос: Является ли основанием для принятия решения аттестационной комиссией о несоответствии занимаемой должности отсутствие у педагогического работника образования, соответствующего профилю его педагогической деятельности?

Ответ.

Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания аттестационной комиссией организации педагогического работника не соответствующим занимаемой должности, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Такой вывод подтверждается положениями пункта 23 Порядка аттестации, в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий могут приниматься на соответствующие должности, как и лица, имеющие соответствующую подготовку.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.

Вопрос: Может ли аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой им должности проводиться по желанию работников на основании их заявления? Ответ.

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по инициативе работодателя на основании его представления в аттестационную комиссию.

По желанию педагогических работников в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может проводиться только аттестация в целях установления квалификационной категории.

Вопрос: Если педагогический работник будет включен в список лиц, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности, имеет ли он право одновременно обратиться в аттестационную комиссию для установления ему квалификационной категории? Следует ли проводить аттестацию такого педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности?

Ответ.

В соответствии с Порядком аттестации аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и аттестации в целях установления квалификационной категории проводится разными аттестационными комиссиями. Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

  Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

Педагогические работники вправе обратиться в аттестационную комиссию для прохождения такой аттестации в любое время, в том числе в случаях, когда на них имеется представление работодателя на проведение аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Если в отношении педагогического работника, обратившегося в аттестационную комиссию для проведения его аттестации в целях установления квалификационной категории, не будет вынесено решение аттестационной комиссией об установлении квалификационной категории, на которую он претендует, ко дню проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, то она проводится с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Возможно ли проведение внеочередной аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия им занимаемой должности в случаях наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей? Ответ. Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности.

  В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель руководствуется статьей 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

Вопрос: Должна ли проводиться аттестационными комиссиями организаций аттестация педагогических работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если она была проведена до 1 сентября 2013 года аттестационными комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а также аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, как это было установлено приказом № 209?

Ответ.

По ранее действовавшему порядку аттестации аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводилась один раз в 5 лет.  Следовательно, в течение 5-летнего срока со дня принятия решения соответствующей аттестационной комиссией работодатель не должен проводить аттестацию таких педагогических работников, посколькувнеочередной характер проведения такой аттестации не предусмотрен Порядком аттестации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.

Вопрос: Может ли руководитель образовательной организации являться председателем аттестационной комиссии организации или входить в ее состав?

Ответ.

Согласно пунктам 5–7 Порядка аттестации, аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями и утверждаемыми распорядительным актом работодателя. Порядком аттестации не установлено запрета на включение в состав аттестационной комиссии руководителя образовательной организации.

Таким образом, решение о вхождении руководителя образовательной организации в состав аттестационной комиссии, в том числе в качестве председателя, относится к компетенции образовательной организации.

Вместе с тем, учитывая, что руководитель образовательной организации является представителем работодателя, принимает распорядительные акты о создании аттестационной комиссии и проведении аттестации, знакомит с ними педагогических работников, подлежащих аттестации, вносит в аттестационную комиссию представление на педагогического работника, то ему входить в состав аттестационной комиссии, а также являться ее председателем нецелесообразно.

Вопрос: Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности? Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?

Ответ.

Прохождение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (пункт 8 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.

Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Вопрос:  Скажите, пожалуйста, положена ли педагогическим работникам доплата за подтверждение категории на соответствие занимаемой должности.

Ответ: Уважаемые коллеги! В данном вопросе нужно развести два вида аттестации. Если речь идет об аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, то доплата не предусмотрена.

Другое дело получение категории — первой или высшей, когда такие выплаты  должны быть.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *