Разъяснения по второму высшему образованию

Вы отучились в бакалавриате 4 года и получили диплом, но работать по специальности вам неинтересно? Или вам хочется быть востребованнее на рынке труда и иметь более высокую зарплату? Возможно, второе высшее образование — вариант для вас.

Разъяснения по второму высшему образованию

Что вообще такое второе высшее образование?

Второе высшее – это отдельное образование, подразумевающее получение новой специальности

Многие вузы в России предоставляют студентам право получить второе высшее. В части вузов для этого сформированы отдельные факультеты, а где-то студентам приходится учиться вместе с бакалаврами, получающими первое высшее. 

Разъяснения по второму высшему образованию

Сколько времени занимает второе высшее образование?

Все зависит от образовательной программы. В среднем, программу второго высшего образованиястуденты осваивают за 3-4,5 года

Проверить, сколько времени вам надо будет потратить на второе высшее, можно на сайте вуза. Например, чтобы получить любую специальность в НИУ ВШЭ в Перми, вам понадобится 4,5 года:

Разъяснения по второму высшему образованию

Длительность второго высшего в НИУ ВШЭ в Перми на 2020 год

Срок обучения, однако, может быть сокращен, но об этом надо узнавать в каждом конкретном вузе.

Разъяснения по второму высшему образованию

Можно ли получить второе высшее одновременно с первым?

Да, это называется «параллельным обучением». Вы можете учиться как в вашем вузе на другом факультете, так и в другом вузе. Однако учтите, что второе высшее вы будете получать заочно или дистанционно, потому что в бакалавриате обычно учатся очно. 

Разъяснения по второму высшему образованию

Как получить второе высшее образование одновременно с первым?

Если вы хотите получать два высших образования параллельно, то на второе лучше поступать на 2 или 3 курсе бакалавриата.

Вы можете поступить и на первом курсе, но тогда вам придется пересдавать экзамены общего профиля в обоих вузах. А если вы поступите во второй вуз позже, то часть курсов вам перезачтут. За счет этого сократится и срок обучения по программе второго высшего – вы будете учиться 2-3 года. 

Разъяснения по второму высшему образованию

Какие документы нужны, чтобы получать второе высшее одновременно с первым?

Если вы планируете учиться в своем вузе, то достаточно сообщить об этом в учебный офис или в деканат, и вам подскажут, какие документы нужны.

Для поступления в другой вуз вам понадобятся:

  • копия аттестата;
  • медицинская справка;
  • копия паспорта;
  • справка о том, что вы студент;
  • дополнительные документы по запросу вуза. 

Точный список вы можете найти на сайте интересующего вас вуза. Например, такие документы от абитуриентов требуют в Южно-Уральском государственном университете:

Разъяснения по второму высшему образованию

Список документов, необходимых для параллельного обучения в ЮУрГУ

Разъяснения по второму высшему образованию

Есть ли ограничения по возрасту?

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», ограничений по возрасту для тех, кто получает второе высшее, нет. Однако вуз вполне может поставить внутреннее ограничение – уточнять информацию нужно напрямую в приемной комиссии.

Разъяснения по второму высшему образованию

Можно ли получить второе высшее образование бесплатно?

Нет. Однако есть одно исключение. Вы можете получить второе высшее бесплатное, если первое высшее получили в военном вузе. Это прописано в 19 статье закона «О статусе военнослужащих». Условия два: вы должны поступать на гражданскую специальность и пройти конкурс на бюджет. 

Впрочем, вы можете найти спонсора, который оплатит вам второе высшее образование – им может стать, например, работодатель. 

Разъяснения по второму высшему образованию

Сколько стоит второе высшее?

Все зависит от вуза – точные суммы нужно уточнять на сайте или в приемной комиссии. Как правило, чем престижнее институт или университет, тем дороже вы заплатите. Влияет и форма обучения.

Если вы выбираете дистанционную или заочную, то платить придется меньше. Если вы учитесь в очно-заочном отделении, то образование будет дороже. Теоретически, вы можете получать образование и очно – это будет самый дорогой вариант.

Но в таком случае вы вряд ли сможете совмещать учебу с работой. 

Если первое высшее получил платно, можно ли получить второе высшее бесплатно?

Нет, нельзя. Второе высшее образование получают только на коммерческой основе. Платили вы за первое высшее или нет не имеет значения.

Есть ли скидки на второе высшее?

  • Все зависит от вуза. Например, НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде предлагает скидку в размере 10% для выпускников их университета:
  • Страница платного образования в НИУ ВШЭ — НН

Нужно ли сдавать ЕГЭ при поступлении на второе высшее?

Нет, не нужно – это не имеет смысла. Возможно, вам придется сдать вступительные экзамены – уточнить, какие именно, можно на сайте вуза.

На какие специальности второго высшего можно поступить?

На любые. Ограничений нет – все зависит от вашего желания и ваших потребностей. 

Какие нужны документы, чтобы получать второе высшее?

Обычно список стандартный:

  • заявление о приеме в вуз;
  • договор о платном обучении;
  • копия паспорта;
  • копия диплома о высшем образовании.

В некоторых случаях может понадобиться еще и медицинская справка. Но точный список всегда лучше уточнять в вузе.

Сложно ли поступить на программу второго высшего образования? 

Намного легче, чем на программу первого высшего образования. Однако в известных и престижных вузах небольшой конкурс все же может быть.

Уровни образования РФ

  • Система образования в Российской Федерации
  • Разъяснения по второму высшему образованию
  • Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида – общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:
  • Общее образование состоит из четырех уровней:
  • Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 — 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.
  • Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.
  • Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.
  • Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения – 10-11 классы – и завершают его в возрасте 17-18 лет.
  • Содержание обучения каждого уровня общего образования определяется соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются самостоятельно образовательными организациями на основе федеральных государственных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании, причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору – количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

  1. Профессиональное образование включает 5 уровней:
  2. Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:
  3. — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  4. — программы подготовки специалистов среднего звена.
  5. Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.
  6. После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования, как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование – бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям.

Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры.

Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование – специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра.

Читайте также:  Каковы перспективы и условия обучения на следователя ск?

Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат.

А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет.

Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования — специалитет равнозначен уровню высшего образования — магистратура.

Высшее образование – магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета.

Но, прежде всего, магистратура – это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы.

Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования.

ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста.

Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом.

Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к.

являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности.

Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук. Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени.

Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию.

После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук – при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук. 

Второе высшее образование после получения первого платно — Юридическая консультация

В первую очередь отметим, что на основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

На основании п. 1 и 2 ч. 8 ст. 69 Закона об образовании обучение по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста, бакалавра или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования.

Таким образом, государственные гарантии бесплатности получения второго и последующего высшего образования Законом об образовании не предусмотрены.

В то же время, как следует из п. 50 письма Минобрнауки России от 26.09.

2017 N МОН-П-4472 «О направлении ответов на вопросы», содержащийся в действующем законодательстве подход по указанному вопросу обусловлен тем, что участие в конкурсе лиц, освоивших программы бакалавриата, на прием на обучение по программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не обеспечит равных возможностей для поступления в образовательную организацию высшего образования тех лиц, которые не имеют высшего образования.

Тонкости получения второго высшего образования

В этом же пункте также отмечается, что данный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 22.05.

1996 N 69-О, в соответствии с которой одновременное участие в конкурсе лиц с высшим образованием и лиц, его не имеющих, не обеспечивало бы последним равных возможностей для поступления в образовательную организацию высшего образования, т.е.

делало бы его менее доступным, а следовательно, ущемляло бы их право на получение бесплатного высшего профессионального образования.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что факт получения второго и последующего высшего образования проверяется исключительно при приеме на обучение для обеспечения всем лицам равных возможностей для поступления.

Так, согласно п. 65 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, в заявлении о приеме поступающий, помимо прочего, указывает сведения о своем образовании и документах, его подтверждающих.

Согласно п. 3, 4 п. 66 рассматриваемого Порядка в заявлении о приеме фиксируются с заверением личной подписью поступающего следующие факты:

1) ознакомление поступающего с информацией о необходимости указания в заявлении о приеме достоверных сведений и представления подлинных документов;

Получение второго высшего образования военнослужащим-контрактником

2) при поступлении на обучение в рамках контрольных цифр приема (т.е. на «бюджет») по программам бакалавриата, программам специалитета — отсутствие у поступающего диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра.

Исходя из рассматриваемой ситуации, обучающийся при поступлении на обучение на другой факультет по смежной специальности в рамках контрольных цифр приема (т.е. «на бюджет») по заочной форме обучения не имел диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, что добросовестно засвидетельствовал.

Норм, запрещающих одновременное обучение по нескольким образовательным программам, Закон об образовании не содержит.

Читайте также:  С меня требуют деньги,за то что человек не видел, что покупает, что делать?

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации и с учетом изложенных выше правовых позиций, каких-либо оснований для изменения образовательных отношений не имеется, и подход вуза относительно необходимости оплаты обучающимся периода обучения после получения им документа о высшем образовании представляется необоснованным.

И еще раз учиться: какие вузы смогут давать второе высшее бесплатно

В следующем году абитуриенты с высшим образованием могут занять до трети бюджетных мест по ряду творческих специальностей, сообщили «Известиям» представители вузов, которые в соответствии с новым законом планируют бесплатно принимать на второе высшее.

Полный список учебных заведений пока неизвестен — он разрабатывается Министерством культуры и до утверждения правительством не раскрывается. Но в него попадут только федеральные вузы — значит, как минимум три консерватории и многие институты культуры останутся за бортом.

Что же касается специальностей, их, по имеющейся информации, будет около десятка. «Известия» выяснили, как идет подготовка к реализации реформы.

Без дискриминации

Вопрос о возвращении бесплатного второго высшего образования по «смыслообразующим» специальностям подняли на встрече с Владимиром Путиным выпускники и студенты ВГИКа во время празднования 100-летия вуза в 2019 году.

Президент обещал подумать. Уже в конце 2020-го Минкультуры подготовило соответствующий законопроект и направило его в правительство.

А 2 июля 2021-го глава государства подписал поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

«Лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты на конкурсной основе на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств», — сообщается в новой редакции закона.

Несмотря на то что президент поставил подпись еще до начала вступительных экзаменов в творческих вузах, нынешний прием проходил по старым правилам, поскольку перечень учебных заведений и специальностей кабмином не утвержден. Ректоры не без сожаления комментируют этот факт и рассуждают о возможных подоплеках проблемы.

— Выход постановления правительства задерживает то, что идут обсуждения по поводу уже подписанного президентом закона о втором высшем образовании — может ли он каким-от образом ущемить выпускников школ, — поделился своими предположениями с «Известиями» ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Впрочем, уверен он, те абитуриенты, которых не примут, когда закон уже вступит в силу, не смогли бы пройти и сейчас. То есть дело не в усилившейся конкуренции. С ним солидарен и Владимир Малышев, ректор ВГИКа.

— Никакой дискриминации школьников не будет. Студенты, претендующие на получение бесплатного второго высшего образования, будут участвовать в общем конкурсе. Но мы рассчитываем, что со следующего года треть поступивших окажутся взрослыми. Это было бы полезно еще и потому, что на семинарах и прочих занятиях они подтягивают выпускников школ, — отметил он в беседе с «Известиями».

Пока ректоры исходят из того, что порядок поступления для имеющих и не имеющих высшее образование будет одинаковым.

Здесь не должно быть никакого специального конкурса, особых требований, привилегий или ограничений, подчеркнул ректор Литературного института имени А.М. Горького Алексей Варламов.

Если творческие работы и знания абитуриентов с высшим образованием окажутся лучше — значит, лучше. Если нет, то нет, подчеркнул он. Того же мнения придерживаются Владимир Малышев и Григорий Заславский.

Ария со списком

Источник в Минкультуры сообщил «Известиям», что ведомство уже передало свою версию перечня вузов и специальностей в Минобрнауки, а оттуда документ попадет в правительство.

В Минобрнауки, однако, в ответ на запрос «Известий» не стали комментировать содержание списка, отметив, что «давать разъяснения по указанному федеральному закону, а также по проекту нормативного правового акта уполномочен именно разработчик», то есть Минкультуры.

Так или иначе, некоторые предположения относительно списка вузов и специальностей можно сделать на основании текста самого закона и приказа за 2021 год о президентских грантах на второе высшее образование (есть в распоряжении «Известий»), благодаря которому некоторые дипломированные абитуриенты и в прошлые годы могли поучиться бесплатно. Отбор получателей этого гранта осуществляла Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, возглавляемая ректором ВГИКа Владимиром Малышевым.

В перечне специальностей там значатся драматургия, режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, художественное руководство оперно-симфоническим оркестром (проще говоря — симфоническое дирижирование). Из ранее звучавших выступлений чиновников ясно, что все эти специальности будут и в новом законе, но к ним добавятся как минимум литературная работа и перевод художественной литературы.

Композиции и дирижированию учат в консерваториях, музыкальных академиях (самая известная из них — Гнесинка, она, очевидно, будет в перечне) и некоторых институтах культуры. Из них федеральный статус имеют прежде всего консерватории, и то не все, а только 10 из 13.

Драматурги и режиссеры выходят из институтов театра и кино — это еще плюс восемь вузов (семь театральных и ВГИК). Куда сложнее с литературными профессиями: им обучают не только в Литинституте им.

Горького, но и в различных университетах, в том числе не специализирующихся на культуре. В разных вузах по-разному могут называться одни и те же специальности, так что итоговый список напрямую зависит от перечня учебных заведений.

Но в целом можно предположить, что речь пойдет о десятке специальностей (не считая вариантов) и нескольких десятках вузов.

Мировоззренческие профессии

В культурной среде закон встретили с единодушным одобрением. Важность прихода в кино, музыку и литературу людей с жизненным опытом отмечают не только в образовательных учреждениях, но и в творческих союзах.

Так, по мнению члена Совета Союза композиторов России, председателя Гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза Ярослава Судзиловского, для профессии композитора эта реформа жизненно важна.

— Композиция — это философская, мировоззренческая профессия, требующая умения мыслить концепциями. И нынешняя инфантилизация для нее очень опасна, — рассказал он «Известиям».

— Я сам получил композиторское образование уже взрослым человеком, после того, как стал известным виолончелистом, окончил исполнительскую аспирантуру Московской консерватории.

Тогда еще действовала советская система второго высшего, которую я считаю оптимальной.

Система грантов, которая последние годы была вынужденной заменой отсутствия закона о бесплатном втором высшем, крайне несовершенна, считает Судзиловский. Во-первых, она куда более бюрократически сложная и для поступающего, и для вузов, во-вторых, подавая документы, абитуриент еще не знает, получит ли он грант.

К моменту зачисления поступающий уже точно знает, что у него этот грант есть, отмечает Григорий Заславский. Но на некоторых талантливых ребят грантов действительно не хватает, поэтому им приходится брать кредиты.

На 2021 год выделено всего 120 грантов, выяснили «Известия». После вступления закона в силу количество студентов, которые смогут получить второе высшее бесплатно, возрастет в разы.

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Актуальный материал: «Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»»

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

  • Материалы по теме:
  • Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года
  • Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»
  • Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Читайте также:  В иске просил рассмотреть дело в мое отсутствие, но требуют явиться в суд в обязательном порядке

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

  1. К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»
  2. Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.
  3. Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

  • Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);
  • Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);
  • Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);
  • Положение о структурных подразделениях;
  • Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);
  • Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);
  • Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *