Согласие на проезд к вновь образуемым участкам

Профилактика коронавируса в Подмосковье 9 апреля 2018 г., 15:11 | Обновлено: 9 июня 2021 г., 16:00 Согласие на проезд к вновь образуемым участкам

Трасса дорога магистраль

Источник: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Развитие дорожной сети всегда сопровождается созданием необходимой инфраструктуры. На территории Подмосковья в придорожной полосе строится множество объектов дорожного сервиса. К ним относятся автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции техобслуживания и другие объекты.

Очевидно, что им необходимо иметь связь с дорогой – примыкание, за счет которого проезжающие водители смогут попасть на объект и воспользоваться теми или иными услугами. Однако для организации съездов необходимо получить согласие собственника автодороги.

О том, кто может получить разрешение на примыкание объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, и какие для этого необходимо собрать документы, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Что даст Подмосковью строительство ЦКАД: разгрузка транспортных потоков и новая инфраструктура>>
  • Порядок и сроки оказания услуги

Согласие на проезд к вновь образуемым участкам

Услуга по выдаче согласия на присоединение к автомобильной дороге объекта дорожного сервиса, содержащего обязательные технические требования и условия, предоставляется правообладателям поставленных на кадастровый учет застроенных или предназначенных для строительства земельных участков. Их правообладателями могут быть физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Максимальный срок оказания услуги составляет 50 дней. Регистрация заявления и комплекта документов производится за один рабочий день.

Подать соответствующее заявление можно в электронной форме посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ) с авторизацией в ЕСИА.

В соответствии с федеральным законодательством за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата. 

  1. Важно отметить, что данная услуга оказывается только для муниципальных дорог.
  2. Переоснащение автовокзалов в Подмосковье: новые системы безопасности и ремонт подъездных дорог>>
  3. Административные процедуры

Согласие на проезд к вновь образуемым участкам

Ноутбук

Источник: ©, pixabay.com

  • Перечень процедур, которые необходимо пройти заявителю для получения услуги, выглядит следующим образом:- прием и проверка представленных заявителем документов и сведений;- регистрация или отказ в регистрации обращения заявителя;- обработка результатов исполнения межведомственных запросов;- разработка проектов согласия либо отказа, подготовка запроса в Минтранс Московской области;- формирование и утверждение результата предоставления услуги;- информирование заявителя о готовности результата предоставления услуги и его направление заявителю;
  • — размещение согласия, содержащего обязательные технические требования и условия, в ИСОГД.

Результатом предоставления услуги является выдача согласия, содержащего технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, заверенное печатями. По ряду причин заявителю может быть отказано в предоставлении данной госуслуги.

  1. Транспортные сервисы Московской области: какая информация доступна на портале госуслуг>>
  2. Необходимые документы

Согласие на проезд к вновь образуемым участкам

Папки с документами

Источник: ©, pixabay.com

  • Чтобы получить услугу, следует заполнить заявление на получение технических условий.
  • В заявлении необходимо указать:
  • — паспортные данные заявителя; — полное наименование юридического лица;- ОГРН, ИНН;- название объекта капитального строительства;- его месторасположение с указанием района Московской области и населенного пункта;
  • — название автомобильной дороги и примерный километр размещения объекта.

Кроме того, в заявлении нужно указать кадастровый номер земельного участка, количество машин в сутки, пользующихся съездом. Таким образом, придется произвести расчет увеличения интенсивности дорожного движения на автомобильной дороге в связи с устройством съезда к объекту.

Узнайте, как получить разрешение на перевозку крупногабаритных грузов по дорогам Подмосковья>>

Иван Пышечкин

При образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования

Подборка наиболее важных документов по запросу При образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: При образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 55 «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» Градостроительного кодекса РФ(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований общества к администрации муниципального образования об обязании предоставить право прохода и пожарного проезда через земельный участок путем установления сервитута. Как указал суд, оснований для установления испрашиваемого истцом сервитута не имеется, поскольку проход и проезд к арендуемому истцом земельному участку и находящемуся на нем зданию возможен без установления сервитута через территорию общего пользования по автомобильной дороге местного значения. При этом суд отклонил доводы истца о том, что при возведении автомобильной дороги не были соблюдены градостроительные правила, в частности объект не введен в эксплуатацию в порядке, предусмотренном ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Как указал суд, указанная автомобильная дорога принята на муниципальный учет; право собственности муниципального образования на названную дорогу признано вступившим в законную силу решением суда; дорога поставлена на кадастровый учет; право муниципальной собственности на указанное сооружение зарегистрировано, не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: При образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования

Нормативные акты: При образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Приказ Росреестра от 01.06.2021 N П/0241″Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки»

(Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2021 N 63885)

48. Если в межевом плане содержатся сведения о частях земельных участков, образованных в связи с необходимостью обеспечения прохода или проезда к земельным участкам общего пользования, землям общего пользования, территории общего пользования (далее также — доступ к земельным участкам общего пользования), либо содержатся сведения об установлении ограничений (обременений) на весь земельный участок в связи с такой необходимостью, в том числе содержится согласие собственников указанных земельных участков на образование частей (установление ограничений пользования частями земельных участков) или установление ограничений пользования земельными участками, в записях о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к земельным участкам общего пользования, в сведениях об образованных частях или установлении ограничений в использовании земельных участков, о содержании ограничений в их использовании дополнительно указываются кадастровые номера земельных участков, для которых обеспечен проход или проезд.

Муниципальный район Альшеевский район Республики Башкортостан

В последнее время часто встречаются вопросы о том, как обеспечить доступ, проход к своему земельному участку, что делать, кода сосед перегородил проезд? 

Бывают случаи, когда собственник единственной дороги, примыкающей к вашим участкам физическое лицо и не подписывает разрешение на использование такой дороги.

Сразу скажем, что в соответствии с пунктом 26 статьи 26 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к каждому участку должен быть обеспечен доступ, проход или проезд от земельных участков общего пользования к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута.

Законодательством предусмотрено право собственника любого земельного участка осуществлять проход и проезд к своему участку по территории соседнего, либо другого земельного участка в случаях, если отсутствует доступ на него с земель общего пользования и невозможен проход и проезд на него иным способом, кроме как через соседний земельный участок.

Важно отметить, что своим участком ограничивать доступ к чужому участку нельзя, но в то же время нужно учитывать, как этот доступ осуществлялся ранее. Согласно статье 274 Гражданского кодекса РФ собственник соседнего участка, если проезд к нему возможен лишь через ваш земельный участок, вправе требовать предоставления права ограниченного пользования — сервитута.

Сервитут это право ограниченного пользования земельным участком, является ограничением (обременением), под которыми понимаются существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке, стесняющие правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости. Бывает сервитут частым и публичным. 

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон или на основании судебного решения, когда такое соглашение не достигнуто и распространяется он на соседний земельный участок (в частности, имеющий общую границу), а в отдельных случаях – и на другой участок, имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут.

По общему правилу частный сервитут имеет возмездный характер, установление бесплатного частного сервитута может быть предусмотрено только федеральным законом, поэтому собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать от вас оплату. Однако, стоит сказать, что заставить обеспечить проезд вашего соседа или вас могут только через суд.

Публичный сервитут – это такое же ограничение, устанавливаемое законом или иным нормативным правовым актом с учётом результатов общественных слушаний, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, не предусматривающий изъятия земельных участков, это решением использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности.

  • По общему правилу публичный сервитут имеет безвозмездный характер.
  • В случае, если у вас возникла ситуация, когда проход или проезд к своему дому перекрыт, невозможен с земель общего пользования вы имеете полное право получить такой доступ через соседние земельные участки.
  • «В чем разница между арендой земли и сервитутом на землю?»
  •    iStock.com
  • Источник: rkc56.ru/news
  • Специалист по связям с общественностью
  • Компании «Региональный кадастровый центр»
Читайте также:  Работнику дана справка освобождения от тяжёлого труда и длительного пребывания на ногах, что делать?

Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка

  • Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка?
  • Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения.
  • Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов устанавливается земельным законодательством и предусматривает следующие процедуры:
  • — подготовка заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению и принятие этим органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • — обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
  • — заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
  • Таким образом, решение уполномоченных органов о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его последующего кадастрового учета и принятия решения о предоставлении.
  • Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участков без проведения торгов, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.

Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Согласно нормам данной статьи, заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением, в котором указываются:

  1. 1) для граждан: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
  2. 2) для юридических лиц — наименование и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  3. 3) кадастровый номер земельного участка, при наличии и в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;
  4. 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
  5. 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
  6. 6) основание (из предусмотренных Земельным кодексом) предоставления земельного участка без проведения торгов;
  7. 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
  8. 8) цель использования земельного участка;
  9. 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  10. 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
  11. 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
  12. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и (установлены Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1);

  • 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
  • 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
  • 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
  • В случае если поступившее заявление не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены перечисленные документы уполномоченный орган в течении 10 дней возвращает его заявителю с указанием причины возврата.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления.

За указанное время уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка после его кадастрового учета!

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. 

Выдача согласия на присоединение объектов дорожного сервиса, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий

Выдача согласия на присоединение объектов дорожного сервиса, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса, строительство, реконструкцию в границах придорожных полос объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края

Выдача согласия на присоединение объектов дорожного сервиса, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса, строительство, реконструкцию в границах придорожных полос объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края осуществляется отделом выдачи разрешений управления эксплуатации автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по адресу: г. Краснодар, ул. Кузнечная, 6, 11 этаж, каб. № 1117. Телефон отдела выдачи разрешений управления эксплуатации автомобильных дорог — 8 (861) 992-51-29, электронный адрес отдела: ovr@mt.krasnodar.ru.

График работы министерства: понедельник – четверг – с 9.00 до 18.00 (перерыв 13.00 – 13.50); пятница – с 9.00 до 17.00 (перерыв 13.00 – 13.40); суббота, воскресенье – выходные дни;

  • в предпраздничные дни продолжительность времени работы министерства устанавливается ежегодно правовым актом главы администрации (губернатором) Краснодарского края.
  • Приём заявителей для подачи заявления на получение государственной услуги (далее – заявление) осуществляется ежедневно, кроме вторника и пятницы, выходных и праздничных дней.
  • Для получения государственной услуги заявителю необходимо подать в министерство заявление о выдаче согласия с соответствующими техническими условиями (форма заявления приведена ниже).
  • В заявлении указывается:
  • для юридического лица – полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, юридический, фактический и почтовый адрес, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя;
  • для физического лица — фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, его место регистрации, фактический адрес места жительства и почтовый адрес, паспортные данные;
  • контактный телефон (телефоны), адрес электронной почты (при наличии);
  • вид работ (присоединение, размещение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт);
  • наименование объекта (объект капитального строительства, объект, предназначенный для осуществления дорожной деятельности, объект дорожного сервиса), размещаемого в границах придорожной полосы, или автомобильной дороги (пересечения, примыкания);
  • наименование присоединяемого (ранее присоединенного) объекта дорожного сервиса в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (автозаправочная станция, автостанция, автовокзал, гостиница, кемпинг, мотель, пункт общественного питания, станция технического обслуживания, подобный объект) или место отдыха, стоянка транспортных средств, необходимые для функционирования объекта дорожного сервиса);
  • характеристики объекта дорожного сервиса (торговая площадь, количество торговых (для рынков), посадочных (для пунктов общественного питания), спальных (для гостиниц, мотелей) мест, постов (для станций технического обслуживания и моечных пунктов);
  • наименование автомобильной дороги в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 года № 977 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края»;
  • точная километровая привязка в формате км + м и расположение (вдоль слева/справа) размещаемого (размещенного) объекта, места пересечения или примыкания автомобильной дороги по титулу автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения;
  • желаемый способ получения результата предоставления государственной услуги.
Читайте также:  Можно ли в качестве физ лица сделать листовки со своим личным номером и расклеивать их?

К заявлению прилагаются:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (законного представителя заявителя).
  2. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление и (или) обратившегося в министерство (в случае обращения через законного представителя).
  3. Инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (1:200) или 1:1000, составленный не ранее двух лет до даты обращения, с высотными отметками и нанесенным на него элементным составом автомобильной дороги и плановым положением размещаемого (размещенного) объекта и подъездных путей к нему, пересечения или примыкания с привязкой места размещения вдоль автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения к существующему километражу на бумажном носителе, заверенном исполнителем.

Для получения государственной услуги заявитель представляет заявление и документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для предоставления государственной услуги, в том числе в форме электронного документа:

  • посредством почтовой связи;
  • через отдел выдачи разрешений;
  • через МФЦ (осуществляется в рамках соответствующих соглашений);
  • посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Портал), с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (заявления и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, предоставляемые в форме электронных документов, подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
  1. Перечень классов средств электронной подписи, которые допускаются к использованию при обращении за получением государственной услуги, оказываемой с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, определяется на основании утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации модели угроз безопасности информации в информационной системе, используемой в целях приема обращений за получением государственной услуги и (или) предоставления такой услуги.
  2. Не допускается подача заявления и прилагаемых к нему документов, необходимых для получения государственной услуги, путем направления их в адрес министерства посредством факсимильной и электронной связи, за исключением случаев обращения с заявлением и прилагаемыми документами в форме электронных документов, подписанных в соответствии с требованиями Федеральных законов от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг».
  3. Заявления и прилагаемые к нему документы, поступившие по факсимильной связи и электронной почте, за исключением случаев обращения с заявлением и прилагаемыми документами через Портал в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, передаются на регистрацию в канцелярию министерства, и дальнейшая работа с ними ведется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  4. Основанием для отказа в приеме заявления и документов является:
  • заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание заявления, в том числе не являющимся владельцем (законным представителем владельца) объекта;
  • заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание заявления, в том числе не являющимся владельцем (законным представителем владельца) объекта;
  • заявление не содержит сведений, указанных выше;
  • заявление и прилагаемые документы не поддаются прочтению либо имеют исправления, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
  • представление документов, исполненных карандашом, а также поврежденных документов;
  • предоставление не полного пакета документов;
  • инженерно-топографический план представлен в масштабе, отличном от масштабного ряда 1:500 (1:200), 1:1000 и/или составлен ранее двух лет до даты обращения, а также не представлен на бумажном носителе, за исключением случаев обращения через Портал в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • на инженерно-топографическом плане отсутствует: — информация о масштабе и дате его составления; — подпись исполнителя; — высотные отметки; — элементный состав автомобильной дороги; — плановое положение размещаемого (размещенного) объекта и подъездных путей к нему, пересечения или примыкания с привязкой мест размещения вдоль автомобильной дороги к существующему километражу.

В случае обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью, основанием для отказа в приеме документов является несоблюдение установленных условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи согласно пункту 9 Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года № 852.

Как оформить сервитут на проезд к участку: требования к размерам, заключение договора с владельцем земельного надела, а также образец соглашения

Сервитутом на проезд к участку называется оговоренное в законодательстве право ограниченного пользования земельным участком (ЗУ), находящегося в чужой собственности. С юридической точки зрения сервитут представляет собой особую форму обременения. Он устанавливается в исключительных случаях, когда без него невозможно обойтись.

Когда может понадобиться?

Право на бессрочный или временный проход через чужой земельный надел может понадобиться:

  • Физическому лицу (частный сервитут).
  • Населению.
  • Органам местного и государственного управления.

Частным сервитутом называется договор между двумя физическими лицами (соседями). Он устанавливается, если возникают следующие причины:

  • Сервитуарий (лицо, в пользу которого установлено обременение) не может попасть на свой участок кроме как через надел соседа.
  • Необходимость установки опор электропередачи и прокладки коммуникаций к участку со смежными границами.

Публичным сервитутом называется обременение в пользу местного населения или госструктур. Основания для его установления могут быть следующие:

  • Проезд или проход граждан к водоему общего пользования.
  • Проезд к водоему общего пользования в целях забора воды.
  • Прогон сельскохозяйственного скота на водопой или выпас.
  • Проведение дренажных работ на ЗУ.
  • Установка геодезических и межевых знаков.
  • Охота, рыболовство, сенокошение, выпас скота на ЗУ собственника в определенные договором сроки.

Подробнее о том, в чем заключаются отличия частного и публичного сервитута, мы рассказываем в отдельном материале.

Читайте также:  Смогу ли я устроиться на работу с такой справкой?

Подробнее о том, для каких целей и на каких основаниях может возникать сервитут, мы рассказывали в отдельном материале.

Требования к размерам (ст. 262 ГК РФ)

Согласно статье 262 ГК РФ в тех случаях, если участок не огорожен и не имеется знаков, запрещающих передвижения по нему без согласия собственника, граждане могут свободно через него проходить. Если же имеется ограждение, то граждане не имеют права на проход и проезд через надел собственника. Получить они его могут согласно статье 23 ЗК РФ через установление сервитута.

Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Размеры проезда или прохода не обозначены в законодательных актах. Как показывает судебная практика, землеустроительная экспертиза при оформлении сервитута рекомендует проезд для автомобильного транспорта размером не менее 2,75 м, пешеходный проход – 1,2 м.

Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

Подать заявление на ограниченное использование ЗУ собственника могут следующие категории граждан-физлиц:

  • владеющие соседними земельными наделами на правах собственников;
  • получившие соседние ЗУ по наследству;
  • получившие соседние земельные наделы в бессрочное пользование;
  • другие категории землепользователей и землевладельцев, которые без оформления сервитута не могут пользоваться своими правами в отношении своих ЗУ.

Также закон предусматривает такую возможность для органов местного самоуправления, юридических лиц и некоторых государственных учреждений.

Как оформить?

Обременение на соседский участок устанавливается по заявлению заинтересованного лица. Он должен аргументировать, что разрешение на проезд по земле собственника является единственно возможным вариантом использования собственного участка. Установить частный сервитут можно одним из трех способов:

  1. Через добровольный возмездный контракт – в индивидуальном порядке, заключив соглашение с соседом.
  2. Принудительно через судебное разбирательство.

Больше информации о сервитуте и о нюансах его оформления найдете тут.

Обращение к владельцу земельного надела

Если у заинтересованного лица и собственника ЗУ добрососедские отношения, то все предварительные согласования проводятся устно. В других случаях рекомендуется написать письмо с доводами о необходимости сервитуции, подкрепленными ссылками на законодательные акты.

Дополнительным аргументом может быть упоминание возмездного характера обременения: сумма и сроки платежей, которые гражданин готов предоставить за возможность частично использовать ЗУ соседа. Однако платежи не обязательны, если удается договориться о безвозмездном использовании части земли соседа.

Составление соглашения

Перечень документов, необходимых для составления соглашения на проезд к ЗУ, не закреплен законодательно. Однако рекомендуемый список приведен в письме Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. № Д23-360. Он включает:

  • Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права собственности/землепользования.
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
  • Согласие всех собственников на обременение.
  • Общие данные о ЗУ, на который накладывается обременение: кадастровый номер, местоположение, площадь.
  • Обозначенное на кадастровом плане место, которое предполагается отдать под сервитут.
  • Цели ограниченного пользования чужим ЗУ.
  • Если стороны договорились о возмездном пользовании, то указываются размеры и сроки платежей.
  • Дополнительные обязанности или права, которые стороны считают необходимым учесть.
  • Скачать образец бланка соглашения о сервитуте на проезд к земельному участку
  • О том, что такое и как заключается типовой договор сервитута, можете узнать из этого материала.
  • После оформления соглашение о сервитуте регистрируется в Госреестре.

Установление через судебную процедуру

Если не удается достичь соглашения в частном добровольном порядке, то приходится прибегать к помощи районных или городских судебных инстанций. Спор открывается на основании искового заявления заинтересованного лица. При его составлении должны быть учтены следующие пункты:

  • Личные данные обеих сторон (истца и ответчика).
  • Причины возникновения спора.
  • Варианты ограниченного пользования, которые позволят решить проблему истца.
  • Обоснование срока, на который предполагается ввести сервитут.

Скачать бланк иска об установлении сервитута на проезд

Ответчиком всегда выступает собственник ЗУ, арендаторы и землепользователи не имеют достаточных юридических прав на землю и не могут решать означенные вопросы в органах государственной власти.

Суд всестороннее рассматривает все обстоятельства дела. При необходимости назначается экспертиза, которая на месте определяет, какие существуют варианты проезда к участку заявителя, и есть ли необходимость в ограниченном использовании ЗУ ответчика.

По результатам экспертизы суд часто выносит отрицательное решение. Основной причиной отказа служат недостаточные основания для наложения ограничения. Если же иск удовлетворен, то выносится соответствующий судебный акт. Регистрация обременения в Росреестре в дальнейшем происходит на основании данного акта по заявлению истца.

Подробнее о том, на каких основаниях можно обратиться в суд и как составить исковое заявление о принудительном установлении сервитута, мы рассказываем в отдельной статье.

Установление через органы местного самоуправления

Этот способ установления сервитута возможен только в общественных целях. Например, если участок собственника перекрывает доступ к водоему общего пользования или на его территории находятся коммуникации ТСЖ, подлежащие ремонту. В таких случаях орган местного самоуправления принимает Постановление о публичном сервитуте. Этого документа достаточно для оформления обременения в Росреестре.

Что нужно, если земля принадлежит муниципалитету?

Сервитут в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, согласно статье 39.23 ЗК РФ может быть установлен лишь в трех случаях:

  1. Размещение сооружений связи, линейных объектов (трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, линии связи и электропередач), защитных сооружений и информационных знаков при условии, что они не мешают разрешенному использованию ЗУ.
  2. Для проведения изыскательных работ.
  3. Для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Соглашение о сервитуте муниципальных земель в пользу заинтересованного лица могут заключать не только уполномоченные органы.

Если земли находятся в аренде и землепользовании сроком свыше 1 года, то соглашение заключается с арендатором или землепользователем. Однако есть ограничение – срок налагаемого обременения не должен превышать сроков аренды или безвозмездного землепользования, указанных в договорах этих граждан.

Данные, необходимые для соглашения об установлении земельного сервитута муниципальных земель, прописаны в статье 39.25 ЗК РФ:

  • Кадастровый номер ЗУ.
  • Учетный номер той части участка, где планируется разрешить ограниченное использование.
  • Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права аренды/землепользования.
  • Основания и цели для установления обременения.
  • На какой срок необходимо установить сервитут (о возможных сроках обременения читайте тут).
  • Размеры и сроки платежей.
  • Права и обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, на время действия соглашения (какие права и обязанности могут налагаться на обладателя сервитута мы рассказывали тут).
  • Обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, после окончания его действия. Здесь имеется в виду приведение участка в надлежащее состояние, соответствующее его назначению.

Госрегистрация договора

Так как сервитут является формой обременения, устной договоренности для его установления недостаточно – он должен регистрироваться в Госреестре .

  • При добровольном контракте в регистрации соглашения участвуют обе стороны.
  • При принудительном сервитуте, вынесенном по решению суда, для регистрации необходимо участие только заинтересованной стороны. В этом случае регистрация производится на основании судебного акта.

После регистрации сервитута в Росреестре в ЕГРН участка вносятся соответствующие изменения.

Следует помнить, что данный вид обременения не ущемляет прав собственника в отношении владения, использования и распоряжения своим земельным наделом.

Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказываем здесь.

Что делать при получении отказа?

В том случае, если собственник не дал согласия на сервитут в добровольном порядке, заинтересованное лицо имеет право подать в суд для вынесения соответствующего решения.

Если же и суд отказал в сервитуте, это не является окончательным решением, при условии, что существуют реальные обоснования для наложения обременения на смежный надел. Лицо, чьи права ущемлены, может повторно подать заявление в суд.

Сервитут на проезд к участку – явление, с которым могут столкнуться многие собственники земли. Зная законы и нормы права в этой области, можно не только защитить свои права, но и получить от данного вида обременения определенную выгоду.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *