Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

Учитель оказывает огромное влияние на детей. Они не только дают знания по своему предмету, но и воспитывают в ребенке эстетические нормы, формируют мировоззрение и способствуют развитию навыков социальной адаптации. Однако педагоги не всегда выполняют возложенные на них обязательства.

Личный конфликт или иные ситуации могут стать поводом для притеснения учеников. Родители, столкнувшиеся с подобным отношением к их отпрыску, имеют право составить жалобу на учителя школы. Чтобы документы рассмотрели и приняли соответствующие меры, он должен быть составлен правильно.

За что можно пожаловаться на учителя?

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?Жалобу на учителя рассмотрят и примут соответствующие меры, если человек имеет веское основание для обращения. Предъявить претензию можно в следующих ситуациях:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.

  •  учитель препятствует развитию ребенка в школе;
  •  преподаватель использует методы воспитания, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетнего гражданина;
  •  интересы ребенка и его личность ущемляются;
  •  учитель унижает ученика;
  •  преподаватель не выполняет прямые обязанности;
  •  учитель включает в материал урока информацию, которая не предусмотрена школьной программой;
  •  применяются неправомерные методы воспитания;
  •  используются физические наказания;
  •  осуществляется сбор денежных средств, согласование которого не было осуществлено с руководством в школы.

Обратиться в компетентные органы можно и в случае, если педагог выставляет оценки не на основании знаний, а с учетом уровня старания, поведения на уроке и иных причин.

Куда писать жалобу на учителя школы?

Сегодня существует несколько мест, в которые родитель может направить жалобы на учителя школы. Документ согласятся рассмотреть:

  •  директор образовательного учреждения;
  •  РОНО;
  •  прокуратура;
  •  суд.

Подбирать необходимую организацию нужно, опираясь на особенности сложившейся ситуации.

Если ребёнок начал получать неудовлетворительные оценки, однако родители уверены, что несовершеннолетний гражданин хорошо разбирается в предмете, в первую очередь нужно обратиться к директору образовательного учреждения.

Если преподаватель превысил имеющиеся полномочия, однако директор отказывается реагировать на жалобу, нужно направить претензию на учителя в отдел образования.

Учреждение специализируется на рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями прав учеников. Если в отношении ребенка было применено физическое или психологическое насилие, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы или в прокуратуру.

Они фиксируют факт происшествия. Затем пострадавший сможет подать исковое заявление в суд и начать разбирательство. В процессе рассмотрения дела родители смогут не только восстановить справедливость, но и взыскать моральный и материальный ущерб с учителя школы.

Коллективная жалоба на преподавателя школы имеет больше эффекта, нежели индивидуальная.

Потому, если учитель превышает полномочия в отношении сразу нескольких детей, уместно будет объединиться с их законными представителями и составить общий документ, направив его в один из выше указанных органов. Жалобу стоит подавать, если имеются конкретные, подтвержденные доказательственные факты.

Иногда дети начинают жаловаться родителям на слишком требовательных учителей, а те, в свою очередь, не разбираясь в ситуации, подают соответствующие претензии во все имеющиеся инстанции.

При этом доказательств противоправных действий не имеется. Не стоит позволять ребенку манипулировать собой. Подобные жалобы способны испортить карьеру преподавателю.

Если ребёнок недоволен учителем школы, в первую очередь стоит поговорить с ним, а затем предпринимать дальнейшие действия.

Как написать жалобу на учителя директору школы?

Составляя жалобу на учителя школы, человек должен указать причины её написания и предложить выход из сложившейся ситуации. Документ не имеет законодательно установленной формы. Однако на практике выработалась стандартная структура, которой лучше придерживаться. Заполняя заявление, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. В правом верхнем углу жалобы на учителя школы пишется обращение к директору учреждения с указанием его ФИО. Дополнительно необходимо зафиксировать в документе полное название учебного заведения.
  2. Заявитель должен указать данные о себе. На бумаге предстоит отразить ФИО, адрес проживания и дату рождения. Дополнительно необходимо указать данные преподавателя, на которого подается жалоба.
  3. В документе нужно коротко изложить суть обращения. Не стоит выражать эмоции и переходить на личности. Претензия к школьному учителю должна быть составлена в официально-деловом стиле. Заявитель должен написать, чем именно он недоволен, привести доказательства своей правоты, а также изложить требования и предложения по урегулированию сложившейся ситуации.
  4. Указать, какие действия будут предприняты, если решить вопрос не удастся. Наличие информации в документе является обязательным.
  5. Отразить дату составления бумаги и поставить подпись. Реквизиты указываются в конце документа.

Человек может самостоятельно составить претензию или использовать готовый образец, скачать который можно здесь.

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

Коллективная жалоба на учителя директору школы

Коллективное обращение директору школы способно дать больший эффект, нежели индивидуальное. Подобное возможно, если притесняют за интересы сразу нескольких детей. Коллективную претензию на учителя удастся написать, если согласятся объединиться минимум 3 родителя.

Документ составляется по стандартным правилам, однако отличия от стандартной бумаги всё же существуют. Заполняя коллективную жалобу на учителя, нужно излагать сложившуюся ситуацию и предъявляемые требования не от себя лично, а от всего коллектива. Также в документе нужно указать имена всех родителей, согласившихся подписать письмо. Скачать готовый образец коллективной жалобы можно здесь.

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

Жалоба в РОНО на учителя школы

РОНО занимается непосредственным управлением школьных заведений. Получив жалобу, сотрудники проведут проверку в учреждении, которое фигурирует в документе. Итогом рассмотрения жалобы в РОНО на учителя школы может стать:

  •  разъяснительная беседа с учителем, допустившим нарушение;
  •  выговор преподавателю;
  •  дисциплинарное взыскание.

В крайних случаях возможно увольнение сотрудника. Жалоба составляется по классическому образцу. Она пишется на листе формата А4. Документ может быть заполнен от руки или распечатан на компьютере. В претензии предстоит указать:

  • название учебного заведения;
  • сведения о лице, подающем документы;
  • суть жалобы;
  • имя преподавателя, допустившего нарушение;
  • предъявляемые требования и ссылки на нормативно-правовые акты, подтверждающие правоту заявителя;
  • дата написания заявки и подпись.

Скачать готовый образец жалобы можно здесь.

Жалоба на учителя в департамент образования

Обращаться в департамент образования необходимо в ситуации, если учитель выставляет оценки, не соответствующие знаниям ребёнка, и использует неправильные методы воспитания. Получив бумагу, сотрудники департамента образования изучат её, а затем проведут проверку в школе.

Жалоба, направляемая в государственный орган, не имеет существенных отличий от аналогичной бумаги, направляемой в само учебное заведение. Разница будет заключаться только в адресе претензии. Порядок и структура документа остаются прежними. Скачать готовый образец претензии можно здесь.

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

Жалоба на учителя начальных классов

Обосновать претензию к учителю начальных классов значительно сложнее. Получив документ, сотрудники уполномоченных органов принимают во внимание тот факт, что дети в юном возрасте склонны к фантазиям. Иногда бывает обратная ситуация. Ученик начальных классов может бояться рассказать родителям о нарушениях со стороны педагогов.

Чтобы уменьшить вероятность отклонения претензии, рекомендуется обратиться к психологу. Специалист пообщается с ребёнком и выяснит реальное положение вещей. По итогу работы он предоставит заключение в письменном виде. Бумагу нужно приложить к жалобе. Документ, дополненный заключением специалиста, способен дать больший эффект, нежели стандартная претензия.

Жалоба на учителя начальных классов оформляется точно так же, как и во всех иных случаях. Скачать готовый образец документа можно здесь.

Претензия за предвзятое отношение

Предвзятое отношение к ребёнку также способно стать поводом для подачи жалобы на учителя. Обратиться в уполномоченные органы можно, если преподаватель придирается к ребенку или занижает оценки.

Однако родители должны быть четко уверены в том, что факт наличия предвзятого отношения действительно присутствует. Изначально стоит самостоятельно побеседовать с преподавателем, а затем подать жалобу к директору. Если обращение пользы не принесло, документы нужно отправить в РОНО.

Жалоба оформляется в соответствии с классическими правилами. Загрузить образец документа можно здесь.

Стоит ли подписывать бумаги в школе о том,что учителя не несут ответственности?

Жалоба на учителя за оскорбление

В соответствии со статьей 34 Об образовании в РФ, ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Закон защищает несовершеннолетнего гражданина от оскорблений и психического насилия.

Вышеуказанный нормативно-правовой акт обязывает педагога соблюдать требования профессиональной этики, уважать честь и достоинство учащихся. Это значит, что учителя не имеют права оскорблять и публично унижать детей.

Если ребенок нарушал дисциплину, педагог обязан действовать в соответствии с уставом школы.

Если ребёнка оскорбили, его родитель не должен оставлять без внимания сложившуюся ситуацию. Можно попытаться решить проблему мирным путем, посетив педагога и попытавшись поговорить с ним. Если разговор не дал результатов, потребуется написать заявление на имя директора.

Бумага может быть составлена в индивидуальном порядке или коллективно. Если мера не дала результата, потребуется подать претензию в РОНО. Крайней мерой является обращение с жалобой на учителя школы с исковым заявлением в суд, прокуратуру или правоохранительные органы.

Во всех ситуациях образец жалобы стандартный. Меняется только адресат заявления.

Анонимная жалоба на учителя

Переживая за благополучие ребёнка и его дальнейшие отношения с учителем, родители стремятся написать анонимную жалобу. Однако такие претензии обычно не рассматриваются. Это связано с тем, что ответ на поступивший документ должен отправляться на определенный адрес. Если он отсутствует, работники уполномоченных органов не смогут сообщить о принятых мерах.

Из правила бывают исключения. Если в документе сообщается информация о серьезных нарушениях со стороны учителей, проверка всё же может быть проведена.

К таким ситуациям относятся:

  •  угрозы совершения террористических актов;
  •  преступление против жизни ученика;
  •  преступление против здоровья учащихся.

Анонимная жалоба составляется по стандартному образцу, однако личные данные заявителя не указываются.

Претензия к учителю физкультуры

Пожаловаться можно и на учителя физкультуры. Процесс осуществляется в соответствии со стандартными правилами.

К чему приводит жалоба на учителя школы?

Обычно жалоба родителей на учителя школы приводит к проверке со стороны компетентных органов. Она может привести к следующим результатам:

  • нарушение не выявят и мер в отношении учителя принимать не станут;
  • несерьезное нарушение станет поводом для профилактической беседы;
  • ряд провинностей приведет к дисциплинарному взысканию;
  • серьезное нарушение станет поводом для увольнения с работы или привлечения к административной ответственности;
  • угроза жизни и здоровью ребенка может повлечь за собой уголовную ответственность.

Иногда беспочвенное обвинение со стороны родителей способно испортить карьеру педагога. Потому стоит удостовериться в имеющейся информации прежде, чем незамедлительно обращаться в компетентные органы.

Читайте также:  Можно ли признать 80 летнего отца недееспособным и на каких основаниях?

Каким должен быть ответ на жалобу?

Получив жалобу на учителя школы, сотрудники уполномоченного органа обязаны рассмотреть её и дать соответствующий ответ. Он должен содержать результаты анализа бумаги и принятые меры.

Документ оформляется в свободной форме. Обычно он составляется на бланке образовательного учреждения. Точный срок рассмотрения документа действующее законодательство не регламентирует.

Обычно результат рассмотрения жалобы удастся узнать в течение месяца.

Объяснительная учителя на жалобу родителей

Если получена претензия от родителей ребёнка, учитель имеет право написать объяснительную записку в свою защиту. Унифицированная форма документа отсутствует. Однако руководство школы имеет право утвердить её.

Объяснительная учителя на жалобу родителей оформляется в единственном экземпляре. Для её составления используется чистый лист формата А4. Бумага должна содержать объяснение ситуации. Документ может быть составлен от руки или распечатан на компьютере. В бумаге должны присутствовать имена участников ситуации, дата составления бумаги и подпись учителя.

Нюансы

Перед написанием заявления родители могут позвонить на горячую линию и получить консультацию по поводу сложившейся ситуации. Телефонные номера могут различаться в зависимости от региона проживания.

Горячая линия создается по инициативе Департамента образования. Воспользовавшись ей, человек сможет связаться со специалистом и получить компетентный ответ.

Обращение на горячую линию способно предотвратить дальнейшее развитие конкретной конфликтной ситуации.

Если ребенок начал жаловаться на учителя школы, рекомендуется уделить повышенное внимание происходящему, однако не писать заявление по первому слову несовершеннолетнего. Случаи недопустимого поведения со стороны преподавателей в российских школах действительно не редкость, однако и дети не всегда говорят правду. Родитель обязан разобраться в происходящем прежде, чем действовать.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Курской области

Ознакомление с техникой безопасности несовершеннолетних является обязательным

Вопрос: «С какого возраста  дети могут  ставить личную подпись  в журнале   по технике безопасности. Если не должны ставить, то кто тогда должен  расписываться за них?»

Отвечает заместитель  прокурора Большесолдатского района, младший советник юстиции  Самойлов Ю.В.  

Если речь идет о трудовой деятельности несовершеннолетних, то в силу  норм действующего законодательства в сфере охраны труда,  обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации.

 Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Между тем, возраст, с которого работнику можно ставить личную подпись   в журнале  по технике безопасности, действующим законодательством не  определен.

  Однако если  учесть, что лицо осуществляет трудовую деятельность  у работодателя на основании заключенного  трудового  договора, подписанного сторонами,    то можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что работник,  подписавший трудовой договор,  самостоятельно ставит подпись и в иных документах, связанных с  выполнением им трудовой функции, в том числе и в журнале  по технике безопасности.         

В силу норм  Трудового кодекса РФ,  заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.  С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. По смыслу указанной нормы, подписывать трудовой договор несовершеннолетний   может по достижении 14 лет.  Из указанного можно сделать вывод, что и ставить свою подпись в журнале по технике безопасности  несовершеннолетний   работник может самостоятельно  с 14 лет.

 Если же речь идет о  технике безопасности  в учебном заведении  (например,  на уроках химии или труда), то здесь применяются нормы, утвержденные еще  приказом Министерства  просвещения СССР, согласно которым  учитель, классный руководитель, воспитатель обеспечивает  безопасное проведение учебно-воспитательного процесса, проводит инструктаж  с учащимися по технике безопасности  на уроках по  предметам учебного плана (физика, химия,  биология, физическая культура, трудовое обучение, информатика) с обязательной регистрацией в классном журнале   (то есть преподаватель сам делает отметку о  проведенном инструктаже).  Кроме того, учитель, классный руководитель, воспитатель  проводит инструктаж  учащихся по технике безопасности  при организации общественно полезного, производственного труда и проведении  внеклассных и внешкольных мероприятий.  При этом отметка о проведении такого инструктажа  делается в специальном журнале, где учащиеся ставят свою подпись начиная с 8 класса;  в остальных случаях отметку о проведении инструктажа  делает преподаватель.   

Школьные поборы — какая статья и куда жаловаться

Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.

Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.

За что платят родители в школе

Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.

Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.

Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:

  1. Охрана и системы безопасности. В учреждениях устанавливают турникеты, нанимают частную охрану.
  2. Ремонт кабинетов и всего здания, покупку новой техники, мебели, мела, средств для уборки.
  3. Питание в столовых. Бесплатные обеды предоставляют только небольшой категории учеников.
  4. Рабочие тетради и дополнительные материалы. Учителя считают, что информации в учебниках недостаточно, и родители докупают дополнительные методические материалы.

В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.

Какие сборы незаконны

Запрет на какие-либо сборы в школах и детсадах закреплен в Конституции России и в ФЗ №273 «Об образовании в РФ». По закону в школьных учреждениях недопустимо собирать деньги с родителей и запрашивать материальную поддержку.

В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:

Цель сбора Характеристика
Дополнительные учебники и тетради Все материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно.
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техника Ремонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат.
Хозяйственные принадлежности Моющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи.

Школьное руководство может принять решение о школьной форме. Тогда родителям придется приобрести ее. Но при этом требование о покупке одежды у определенного производителя — незаконно.

Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.

Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:

  • дополнительное обучение, такое как внеклассная деятельность, кружки, секции;
  • репетиторство, если преподаватель занимается такой деятельностью;
  • специальные курсы, которых нет в школьной программе;
  • дополнительные занятия с углубленным изучением какого-либо предмета;
  • другие услуги, которые не определены в ФГОС.

Главное требование по дополнительному образованию — оно должно быть строго добровольным, и не должно входить в обязательную программу учебного заведения. Эти занятия дополнительные, их разрешают проводить только во 2 половине дня.

По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.

Куда жаловаться за незаконные поборы

Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.

В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование.

Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия.

Заявление можно передать в разные учреждения:

  • администрацию города;
  • муниципальный или региональный комитет образования;
  • полицейский участок;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • министерство образования;
  • прокуратуру.

Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.

Читайте также:  Что делать, если попала в лапы мошенников, история платежей имеется

Какое наказание за незаконные поборы

Школьное руководство напрямую озвучивает родителям суммы, которые следует регулярно вносить в фонд школы. Но даже при отказе сдавать деньги, директор и учителя несут ответственность за преступление, а родители вправе пожаловаться на правонарушение.

После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.

Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:

  1. Лишение свободы на срок до 4 лет.
  2. Принудительные работы в течение 4 лет.
  3. Арест до полугода.
  4. Штрафы в размере до 80 тыс. рублей.

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.

Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:

  1. Любые денежные сборы носят незаконный характер. Каждый родитель вправе отказаться от выплат.
  2. Добровольные взносы учреждение принимает только на расчетный счет. Руководство школы обязано отчитаться перед родителями за расходование денег.
  3. Поборы лично учителям и другим сотрудникам запрещены. Законны они только в том случае, если подкреплены договорами о платных образовательных услугах. Вымогание средств влечет за собой уголовную ответственность и наказание, а также служит поводом для прокурорской проверки.
  4. Родительский комитет и его решения не представляют юридической силы.

Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.

Об авторе

Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о.

начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет.

treskova@brobank.ru

Эта статья полезная? Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в х или напишите нам на почту admin@brobank.ru.

Кто отвечает за низкие оценки?

Каждый учитель сталкивается с двоечниками по своему предмету. Иногда это происходит из-за сложности предмета, иногда из-за обыкновенной лени учеников. Разбираемся, кто отвечает за двойки, что по этому поводу говорит закон и как учитель может влиять на обучающихся.

Кто оценивает успеваемость школьников?

По закону «Об образовании» оценивать успеваемость обучающихся должна образовательная организация, то есть школа, колледж, вуз. Администрация школы “головой” отвечает перед Министерством образования и науки за успеваемость и освоение программы.

На уроках и контрольных срезах обучающихся оценивает учитель, на экзаменах — комиссия.

Для оценки успеваемости проводятся промежуточная и итоговая аттестация. Итоговая аттестация — это выпускные экзамены после окончания общего и среднего полного образования, то есть в 9-м и 11-м классах. Промежуточная аттестация — четвертные, семестровые и годовые контрольные, а также текущий контроль.

Кто отвечает за проведение аттестации и выбирает формы?

За промежуточную аттестацию отвечает заместитель директора по учебной работе — он обновляет положение о промежуточной аттестации и издает приказы об итоговых контрольных и экзаменах в конце каждого учебного года. Для текущего контроля нет отдельных приказов, он прописан в учебной программе по каждому предмету.

Учитель-предметник сам определяет, как часто он будет оценивать школьников и в каких формах. Учитель должен прописать это в учебной программе — в идеале указать, на каких именно уроках он проводит опросы, тесты, контрольные.

В законе ничего не сказано о формах контроля, но обычно это письменный, устный или комбинированный контроль.

Зачем нужен текущий контроль?

Текущий контроль — это опросы, самостоятельная работа на оценку, сочинения, диктанты. Он нужен, чтобы учитель понимал, как справляются школьники с учебной программой. И если что-то идет не так, вовремя скорректировать часы: например, увеличить время на освоение сложной темы.

Главное отличие текущего контроля от других форм промежуточной аттестации — его цели и регулярность проведения. С помощью опросов и других форм контроля учитель понимает, насколько хорошо ученики усваивают образовательную программу.

В идеале, ученики тоже понимают, какие темы им нужно повторить, за какой помощью обратиться к учителю.

Кто и как оценивает учеников?

Учитель оценивает всё, кроме экзаменов. Для проведения экзаменов директор школы создает комиссию, в которую входит несколько учителей-предметников. Оценивать результаты контрольных можно не только по пятибалльной системе, но и по двубалльной — «зачтено»/«не зачтено».

Как учитель может влиять на двоечников?

В законе «Об образовании» сказано, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу и выполнять учебный план, в том числе выполнять домашние задания и готовиться к контрольным срезам. Иногда достаточно сказать ученикам, что у них есть обязанности, прописанные в законе и это работает. Формулировка «ты нарушаешь закон» звучит весомо.

К тому же если ученику исполнилось 15 лет, его могут отчислить из школы. Не из-за пары двоек в четверти, но из-за пары двоек в году, то есть академических задолженностей.

 Школы не стремятся к этому, но несколько пересдач задолженностей в летние каникулы могут охладить пыл двоечника.

Также неуспевающего ученика могут перевести в следующий класс, но составить индивидуальный учебный план и заставить сдавать задолженности.

Чем грозит школе и учителю двойки учеников?

Если школа из-за двоек отчислит много учеников, то лишится части бюджетных средств — ей сократят финансирование. Если же дети плохо напишут ЕГЭ, это плохо скажется на премиях администрации или приведет к штрафам организации.

Если у учителя ученики регулярно получают двойки, то тут может подключиться администрация школы.

Во-первых, заместитель директора по учебной работе может проводить с учителем беседы, ответить на его вопросы, помочь с мотивацией учеников или «шлифовкой» учебной программы.

Во-вторых, если в школе введена система дополнительной мотивации для учителей (раз в квартал они получают стимулирующие выплаты за результаты детей), то из-за двоечников премии могут быть меньше.

Также меньше стимулирующих выплат может получить классный руководитель, если в его классе много двоечников. Значит, классный руководитель должен работать в связке со всеми учителями-предметниками.

Классный руководитель может помочь учителю с успеваемостью по предмету: придумать дополнительные мотивационные «фишки», например, книги для отличников; провести опрос среди учеников, чтобы узнать, что мешает лучше учиться по предмету; вместе с учителем найти новые педагогические техники и проверить их.

На каком этапе нужно подключать родителей?

Опять же по закону «Об образовании» родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. То есть как минимум следить, чтобы он закончил школу, хотя бы не был отчислен. Ребенок должен получить среднее образование: если его отчислили из одной школы, то родителям придется искать другую. Это хлопотно и проблематично, поэтому в вопросах успеваемости родители на вашей стороне.

Чтобы родители не приходили после каждого урока с вопросами об оценках (представляете, какое будет столпотворение), учителю выгоднее вести электронный журнал. А в случае необходимости выходить на родителей лично или онлайн.

Важно не только озвучивать родителям оценки, но и комментировать их. Не нужно навязывать дополнительные занятия и тем более говорить, что ребенок необучаем.

Следует рассказать, почему важна тема, по которой проводился опрос или контрольная работа, почему ее нужно повторять, дать дополнительные учебники или другие источники.

Отчетная работа: как спасти учителей от бюрократии

Министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал, что направил главам регионов письмо с рекомендацией систематизировать контрольные работы в школах и снизить бюрократическую нагрузку на учителей. Разговоры об этом велись уже давно, однако как это реализовать, до сих пор было непонятно. «Известия» вместе с Минпросвещения и учителями разбирались, как защитить школу от излишней отчетности.

Как вести классный журнал

— Я подписал письмо на имя руководителей регионов, в котором мы дали настойчивые рекомендации, что нужно систематизировать контрольные работы, — сообщил Кравцов в начале этой недели. Таким образом Минпросвещения выполняет поручение, данное президентом в преддверии Дня учителя, который традиционно отметили 5 октября.

  • По его словам, уменьшить число контрольных в школах можно за счет Всероссийских проверочных работ (ВПР), которые могут заменить региональные и муниципальные мониторинги и срезы знаний.
  • Кравцов добавил, что субъектам Федерации также рекомендовано снизить отчетность для педагогов — в частности, была высказана однозначная позиция министерства относительно того, что не нужно дублировать ведение классного журнала: если ведется его бумажный вариант, не нужно заполнять электронный, и наоборот.
  • Руководитель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова пояснила «Известиям», что дублирование журнала — это одна из главных жалоб учителей, с которыми она сталкивалась в последнее время.

— Они пользуются электронным журналом, но должны дублировать всю информацию в бумажный, — говорит педагог. — Получается, что журнал заполняют дважды, причем делают это каждый день. Тем более и так произошло увеличение нагрузки из-за ведения образовательного процесса в онлайн-режиме — где-то до сих пор дети учатся на дистанте, где доля контроля только возрастает.

Учитель высшей категории, почетный работник общего образования России Леонид Перлов замечает, что вести электронный журнал, но не вести бумажный всё равно не получится.

— Работать с электронным дневником на уроке учитель не может, — сказал он «Известиям». — Либо я веду урок, либо я утыкаюсь в монитор и не вижу класс. Дети моментально найдут, чем заняться. Следовательно, на уроке я всё равно веду бумажный вариант, а потом уже всё это обрабатываю и вношу в электронный журнал.

Как Минпросвещения сокращает бумажную работу

В Министерстве просвещения «Известиям» рассказали, что в письме министра говорится про двойную работу по заполнению журналов и дневников в бумажном и электронном виде, а также про дублирование контрольных работ в классах по предметам, по которым проводятся проверочные работы.

Читайте также:  С юридической точки зрения возврат денег был или нет?

— Обращаем внимание, что вопрос снижения бумажной нагрузки стоит на особом контроле министерства, — сообщили в пресс-службе.

— Так, в декабре 2020 года министерством совместно с Рособрнадзором подготовлен перечень документов, который определяет список отчетной документации, в разработке которой принимают участие администрации школ совместно с учителями или их разработка возлагается на учителей или соответствующих специалистов.

Указывается, что в подготовке перечня документов принимали активное участие представители Всероссийского экспертного педагогического совета (ВЭПС) — это общественное объединение, созданное при Минпросвещения и возглавляемое министром. В перечне содержатся документы, разрабатываемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и связанные с реализацией воспитательного процесса в школе.

Кроме того, отметили в министерстве, на сайте Минпросвещения действует горячая линия по вопросам избыточной отчетности, а в осуществлении контроля помогают члены ВЭПС из всех регионов России.

Что делать с проверочными работами

Дублирование контрольных работ по предметам, по которым проводятся Всероссийские проверочные работы, эксперты обозначают как одну из главных помех образовательному процессу.

— Это система тестов, которые спускают сверху, и мало того, что ломают весь школьный график у учителя и всей школы, теряются учебные часы, которые приходится потом компенсировать и нагонять, так еще и учитель обязан потом проанализировать работы и составить многостраничный отчет об их проведении, — говорит Перлов. — Нужны они только Рособрнадзору — ни школе, ни учителю они не нужны.

По его мнению, ВПР нужно сокращать. При этом нельзя, заметил он, вместо этого бездумно убирать все остальные контрольные работы.

— Вроде бы учителя это должно освободить, уменьшить часть работы, связанную с контрольными работами, — отметил Перлов. — Но я как учитель знаю и понимаю, когда и какие мне нужны контрольные работы. Не разрабатывать я их просто не могу, потому что это часть моей работы, они нужны мне, и волевым решением уменьшить их количество невозможно.

По его словам, то же самое касается сокращения количества домашних заданий, о чем тоже не так давно говорили.

— Проверка домашних заданий — вещь трудоемкая, но методически чрезвычайно полезная для учителя, просто необходимая, — заметил Перлов. — Проверяя, что написал ребенок, я делаю вывод, что я этому ребенку не додал и по какой причине. Домашнее задание — это материал для анализа, позволяющий мне, как учителю, качественно работать.

О непродуманности Всероссийских проверочных работ высказалась и Людмила Дудова, которая заметила, что учителя, вместо того чтобы разбирать и исправлять ошибки, допущенные учениками во время выполнения ВПР, вынуждены писать по ним многостраничные отчеты.

Как освободить учителя от административной работы

Однако даже без ВПР бумажной работы у учителей очень много. И касаются эти отчеты не только учебного процесса, но и административной работы, которую они вынуждены выполнять.

— Снижение отчетности зависит не столько от Минпросвещения, которое как раз предприняло определенные шаги в этом направлении, а от того, что в образовательную организацию поступают запросы на всякого рода справки, отчеты, таблицы, анализы от самых разных ведомств, — говорит Людмила Дудова. — И всё это спускается до педагога, которому приходится составлять списки социально неблагополучных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Она отметила, что как раз запросов, идущих в школу от системы образования, значительно меньше, чем от остальных ведомств.

— И запросы эти дублируют друг друга, — говорит Дудова. — Хотя мы и перешли на электронный документооборот и, казалось бы, какую-то информацию ведомства могут получить самостоятельно, не обращаясь в школы, однако эти запросы льются как из рога изобилия, спускаясь до уровня учителя.

Она отметила, что можно было бы систематизировать, в каких случаях и какое ведомство может обращаться в школу, однако сложно запретить, например, органам опеки, запрашивать необходимую информацию у образовательного учреждения. И в этой ситуации, считает она, могла бы помочь единая база данных, откуда ведомства получали бы информацию без лишних запросов в школу.

Впрочем, подобные проблемы есть не везде. Руководитель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова замечает, что в школах Москвы не сталкивалась с какой-либо избыточной отчетностью.

— Я не понимаю, о какой отчетности идет речь, — сказала она «Известиям». — В Москве учителя ведут журнал московской электронной школы, календарь тематического планирования, но это всегда делалось. Я курирую учителей различных предметов, сама преподаю, бываю в школах и не вижу, чтобы учителя вели какую-то излишнюю отчетность.

По ее словам, есть отчеты, которые делают педагоги, но это необходимость, — например, заполнить данные о том, какой ученик из какого класса будет участвовать в предметной олимпиаде.

Также она замечает, что нет ничего плохого в том, что учителя контролируют посещаемость детей, потому что, во-первых, это позволяет выявить какие-то проблемы, во-вторых, так было всегда — раньше классные руководители даже по домам ходили.

— Да, есть отчеты, необходимые для выплаты стимулирующей части оплаты труда, — говорит Морозова. — Но это отчет за год — педагог должен заполнить табличку, чтобы получить доплату. В аттестации на высшую категорию отчетность дошла до автоматизации. Нет чего-то такого, от чего надо избавить педагогов, по крайней мере в Москве. И я не вижу жалоб в ассоциацию по этому поводу в последнее время.

Она признала, что педагоги загружены, но не отчетностью, а образовательной деятельностью, так как растут требования к проведению современного урока.

Однако профессор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина замечает, что эта необходимая отчетность — очень значительна.

— Стимулирующие доплаты у нас выплачиваются в зависимости от того, как сам учитель заполнит все свои показатели и выполнение критериев, — сказала она «Известиям». — Если ты не заполнил этот отчет, то и баллы тебе не начислят. А заполнять надо кучу бумаг — от этого никто не освободил.

По ее мнению, бюрократизацию при сокращении этих выплат нужно сократить, так как сейчас это превратилось в погоню за баллами и тяжелую административную работу.

— Не надо учителю ничего подтверждать при назначении стимулирующих выплат, нужно, чтобы кадровая комиссия сама могла увидеть эту работу и назначить выплату, — считает Абанкина. — Кроме того, нужны стимулирующие выплаты на более долгосрочной основе.

Как отказаться от ненужных мероприятий

В регионах же учителям приходится заполнять регулярные отчеты о проведении неких мероприятий, спущенных сверху в школы, замечает активист профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков, который преподает историю в сельской школе в Нижегородской области. И тут, считает он, рекомендации не помогут.

— Насколько помню, еще в 2016 году принимался некий документ с рекомендациями по снижению отчетности, но это были лишь красивые слова, — сказал он «Известиям». — Отчетность ведь связана не с тем, что принимается какой-то документ, а с тем, что всё образование сейчас подчинено рыночным отношениям. Существует куча проектов, под которые выделяются финансы, и школам навязывается участие в них.

Казаков рассказывает, что делается это следующим образом: в школу присылают рекомендацию поучаствовать в мероприятии, которое оказывается никому не интересным, и школа в нем не участвует. Тогда управление образования снова присылает эту рекомендацию, но уже с просьбой прислать отчет, сколько учеников в мероприятии приняли участие.

— Естественно, директора — ставленники управлений образований чисто физически не могут от этого отказаться, — говорит Казаков. — Их могут просто уволить по 278-й статье закона об образовании.

Поэтому сколько угодно приказов о снижении загруженности учителей может быть направлено, но пока выделяются деньги вот на такие проекты, заинтересованные в них лица будут настаивать на их реализации такими способами.

По его словам, отказаться от участия в них может лишь школа с сильным независимым директором, но таких немного — в Москве это может быть уважаемый человек, депутат Мосгордумы, например.

В регионе подобных директоров крайне мало.

Кроме того, отбиться от мероприятий могут сильные профсоюзные объединения педагогов, однако чаще всего учителям приходится в них участвовать, зачастую в ущерб образовательного процесса — и составлять потом по ним отчеты.

— Поэтому наш профсоюз уже очень давно выступает за то, чтобы школы и их директор стали действительно независимыми, не подчиненными управлению образования, — сказал Казаков. — Если руководитель школы будет действовать в интересах детей, учителей, жителей района, это может поправить ситуацию.

Леонид Перлов не верит в то, что подобную бюрократию могут сократить, так как ведомства, которые их требуют, «живут на отчетности от школ».

— А раз нельзя сократить поток бумаг по административной части, остается единственная возможность — уменьшить количество бумаг за счет педагогической составляющей, — заметил Перлов. — Других вариантов не существует.

Кому нужны отчеты по воспитательной работе

Людмила Дудова замечает: в образовательном процессе сейчас всё как раз налаживается.

Например, недавно утвердили качественные примерные рабочие программы по целому ряду школьных предметов, что значительно упростит учителям составление отчетности.

Однако появилась другая проблема: организация внеурочной воспитательной деятельности, по которой теперь тоже нужны отчеты, и здесь пока много сложностей.

— Были приняты поправки в закон об образовании, касающиеся воспитательной работы, — говорит Ирина Абанкина. — Вообще-то она и до этого у нас в школах была организована, была программа по воспитательной работе.

Но теперь воспитательная работа осуществляется по одному из шести направлений, а не просто так. По каждому из направлений составляется программа, план деятельности и результаты, по которым надо отчитываться.

Она отмечает, что образовательный процесс неразрывно связан с воспитательной работой, и пока непонятно, как об этом отчитываться.

— Считаю, что вообще не должно быть отчетности по воспитательной работе, — говорит Абанкина. — Программы воспитания пусть распространяются по школам, но пусть это будет инструмент помощи учителю, а не документ, по которому необходимо отчитываться. Мы уровень недоверия учителю загнали на слишком высокую планку. Ему нужно доверять, и это доверие позволит сократить всю ненужную отчетность.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *