Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?

В основном управляющие компании создаются в форме общества с ограниченной ответственностью. Бывают также УК в организационно-правовой форме открытых и закрытых акционерных обществ. Но ещё реже попадаются управляющие компании в форме некоммерческих организаций, в частности некоммерческого партнёрства. Об этой форме УК сегодня и поговорим.

Можно ли создать УК в форме некоммерческого партнерства

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что собой представляет некоммерческое партнёрство.

Под некоммерческим партнерством подразумевается основанная на членстве некоммерческая организация, которая учреждается физическими или юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, отвечающей требованиям устава (ч.1 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О некоммерческих организациях”).

По своей форме устройства некоммерческое партнёрство чем-то схоже с товариществом собственников жилья или недвижимости, но у него больше полномочий и разных нюансов. Например, некоммерческое партнёрство может осуществлять сразу несколько видов предпринимательской деятельности, а также единолично учредить общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству участниками, становится его собственностью. Члены такой организации не несут ответственности по её обязательствам. Само некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Теперь что касается управления многоквартирными домами. Действующее жилищное законодательство не запрещает некоммерческому партнёрству управлять МКД на основании договора управления. Главное условие — соответствие предпринимательской деятельности по управлению МКД уставным целям организации.

Жилищный Кодекс позволяет создавать управляющие компании в любой организационно-правовой форме. Таким образом, законодательство не запрещает некоммерческим организациям выступать в роли управляющей компании.

По закону некоммерческое партнёрство может оказывать услуги, приносящие прибыль, если это соответствует и служит достижению целей, ради которых создавалась организация, и если данная деятельность указана в учредительных документах (ст.50 ГК РФ, ст.2, 24 ФЗ №7 от 12.01.1996 года «О НКО»).

Поэтому при создании управляющей компании в форме некоммерческого партнёрства необходимо прописать в уставе правомочность организации в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД. Иначе деятельность некоммерческой организации может быть признана судом недействительной (ст.173 ГК РФ).

Таким образом, управляющая компания может быть создана в форме некоммерческого партнёрства. В данном случае ей также придётся получать лицензию для осуществления предпринимательской деятельности и соблюдать все лицензионные требования, предъявляемые к УК. В противном случае УК, созданная в форме некоммерческой организации, будет нести ответственность по всей строгости закона.

Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?Взаимодействие УК и ТСЖ.

Членство в некоммерческом партнёрстве

Подобно товариществу некоммерческое партнёрство основано на членстве его участников. Согласно ч.3 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О НКО”, члены некоммерческого партнёрства могут:

  • участвовать в управлении делами организации;
  • получать информацию о деятельности партнёрства;
  • выходить из некоммерческого партнёрства при желании;
  • получать при выходе часть имущества организации или его стоимости, кроме членских взносов;
  • получать при ликвидации партнёрства часть его имущества, оставшегося после расчётов с кредиторами, или часть его стоимости, если это определено учредительными документами.

Учредители некоммерческого партнёрства

Учредителями некоммерческого партнёрства могут выступать дееспособные физические и юридические лица. Число учредителей не может быть меньше двух человек (п.1.3 ст.15 Закона о НКО). Одним из участников может быть юридическое лицо, а другим — физическое.

Согласно п.1.2 ст.15 Закона о НКО учредителем некоммерческого партнерства не может быть:

Доходы некоммерческого партнёрства

Некоммерческие партнёрства могут получать доходы в денежной и других формах. Например, это могут быть регулярные и единовременные поступления от учредителей или членские взносы участников. Также доход в организацию может поступать от осуществления предпринимательской деятельности, соответствующей положениям устава.

Порядок регулярных поступлений от учредителей и членов определяется учредительными документами некоммерческого партнёрства. Под регулярными поступлениями понимаются членские взносы, уплачиваемые с различной периодичностью (п.2 ст.26 Закона о НКО).

Выручка от реализации работ и услуг

При осуществлении некоммерческими партнёрствами предпринимательской деятельности по управлению домами они могут получать прибыль в виде выручки от выполненных работ или оказанных услуг.

В соответствии с п.3 ст.26 Закона о НКО полученную некоммерческим партнёрством прибыль нельзя распределять между его участниками или учредителями.

Вся прибыль должна быть направлена на ведение уставной деятельности.

Также у УК, созданной в такой форме, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, если выполнение работ и оказание услуг по договору управления не подпадает под действие налоговых льгот или партнёрство не освобождено от обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ).

Доходы от собственности некоммерческого партнёрства

К доходам от собственности некоммерческого партнёрства относится прибыль от сдачи имущества организации и других материально-производственных активов в аренду.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать некоммерческому партнёрству экономическую поддержку, которая выражается в закупке у них работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в предоставлении налоговых и иных льгот (ст.31 Закона о НКО).

Некоммерческое партнёрство должно вести раздельный учёт доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п.3 ст.24 Закона о НКО).

Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?Доходы управляющей компании.

Учредительные документы некоммерческого партнёрства

Основным учредительным документом некоммерческого партнёрства является устав (п.1 ст.14 Закона о НКО). Требования учредительных документов должны обязательно исполняться некоммерческим партнёрством, его учредителями и участниками.

В учредительных документах некоммерческого партнёрства должны содержаться следующие сведения (п.3 ст.14 Закона о НКО):

  • наименование организации с указанием характера её деятельности и организационно-правовой формы;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью: структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации (п.1 ст.28 Закона о НКО);
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов организации;
  • условия и порядок приёма в члены организации и выхода из неё;
  • источники формирования имущества;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы;
  • порядок использования имущества при ликвидации организации.

Также учредительные документы некоммерческого партнёрства должны содержать следующие условия о:

  • составе и компетенции органов управления;

Учредители НКО

Кто может быть учредителем НКО? Есть ли законодательные ограничения в отношении числа учредителей НКО?

НКО, также, как и другие юридические лица, создаются учредителями.

Общие требования к учредителям НКО содержаться в самом Законе №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О НКО», а детали прописаны в отдельных законах, регулирующих деятельность конкретного вида НКО.

РЕГИСТРАЦИЯ НКО

Кто может создавать НКО?

Учредителями НКО могут быть:

  • 1) дееспособные граждане;

Какие граждане относятся к дееспособным?

Для того чтобы быть учредителем НКО, гражданин должен обладать полной дееспособностью. То есть своими действиями гражданин способен приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности (ст.21 ГК РФ).

  • Важно!
  • Такая дееспособность наступает в 18 лет, то есть в момент наступления совершеннолетия.
  • Может ли учредителем НКО быть несовершеннолетний гражданин?
  • Да, по общему правилу, если гражданин вступил в брак ранее 18 лет, а также достиг возраста 16 лет с учетом определенных требований.
  • При этом нужно учитывать нормы законов о конкретных видах НКО.

Например, членами производственного кооператива могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет (п.2 ст.26 ГК РФ).

При этом не могут являться учредителями:

  • общественные объединения или религиозные организации, связанные с экстремистской деятельностью;
  • организации, в отношении которых принято решение о блокировке денежных средств и иного имущества в связи с отмыванием доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма.
  •      3) дееспособные граждане и юридические лица;
  •      4) иностранцы или лица без гражданства, за исключением случаев, установленных международными и федеральными законами.

В каких случаях иностранец не может быть учредителем НКО?

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Иностранец, также, как и гражданин России, не может учредить НКО, если:

  • в отношении него принято решение о нежелательности его пребывания на территории России;
  • он включен в «черный» список людей, содействующих отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
  • решением суда установлены в его действиях признаки экстремизма;
  • он находится в местах лишения свободы по приговору суда;
  • он являлся руководителем или входил в состав руководителей организации, в отношении которой есть судебное решение о ликвидации или запрете деятельности по причине, связанной с экстремизмом и терроризмом;

Кто может стать учредителем, участником и членом НКО? Кто может стать учредителем, участником и членом НКО? В такой ситуации иностранцу, как и российскому гражданину, закрыта дорога в учредители НКО в течение 10 лет с даты вступления в силу суда.

  • в законе о некоторых видах НКО напрямую содержится запрет.

Например, учредителями общин малочисленных народов не могут быть иностранцы и лица без гражданства (Федеральный закон от 20.07.2000 г. №104-ФЗ).

Виды НКО и ограничения в части состава и числа учредителей

В законах о конкретных видах НКО может содержаться запрет на учреждение организации физическими или юридическими лицами. Законом также могут предъявляться определенные требования к числу учредителей НКО.

Читайте также:  Как сделать, чтобы все платили за обустройство общего двора?

Ввиду многообразия форм НКО, рассмотрим некоторые из них.

1. Общественные объединения, которые могут создаваться в форме общественной организации, движения, фонда, учреждения, органа общественного учреждения и политической партии (Закон «Об общественных объединениях»).

Учредителями этих НКО могут быть физические и юридические лица, которые имеют статус общественных объединений, а количество учредителей должно быть не менее трех. Например, 2 физических лица и одно общественное объединение.

2. Общины малочисленных народов, которые создаются учредителями – физическими лицами, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет, а количество учредителей должно быть не менее трех.

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НКО

3. Религиозные организации, к которым предъявляются разные требования в зависимости от их уровня.

В силу специфики данного НКО учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане РФ, постоянно проживающие в одной местности, городском или сельском поселении.

Количество участников – не менее 10 и старше 18 лет.

Для централизованных религиозных организаций требования иные. Их учредителями могут быть не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания.

4. Фонды, которые могут создаваться гражданами и юридическими лицами. Никаких ограничений по количеству учредителей в Фондах нет.

Особенностью создания благотворительных фондов является то, что его учредителями не могут быть государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, а также органы местного самоуправления и органы государственной власти.

5. Государственные корпорации и компании, учредителями которых является Российская Федерация.

Например, госкорпорация «Роскосмос».

РЕГИСТРАЦИЯ ФОНДА

6. Государственные и муниципальные учреждения, которые могут создаваться в форме автономных, бюджетных и казенных.

Такие НКО могут иметь только одного учредителя. Это либо РФ, либо субъект РФ, либо муниципальное образование.

7. Частные учреждения создаются либо гражданином, либо юридическим лицом.

8. Автономные некоммерческие организации, которые могут создаваться гражданами и юридическими лицами. Никаких ограничений по количеству учредителей в АНО нет.

9. Ассоциации или союзы, которые могут создаваться гражданами и юридическими лицами. Количество учредителей – не менее двух.

10. ТСЖ, учредителями которого являются собственники помещений в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах или собственники жилых домов, которые приняли решение создать товарищество собственников жилья. Количество таких граждан-собственников жилья не ограничено.

11. Потребительские кооперативы могут учреждаться гражданами, достигшими 16 лет и юридическими лицами. Законом предусмотрено ограничение по количеству учредителей – не менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц.

Учредитель НКО. Кто это? Кто может стать учредителем НКО?

ГлавнаяСтатьиУчредитель НКО. Кто это? Кто может стать учредителем НКО? Кто может стать учредителем, участником и членом НКО?

В соответствии с законодательством Российской Федерации «некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». НКО создается в общественно важных целях (например, направленных на охрану здоровья граждан, развитие спорта и так далее) и в формах, предусмотренных федеральным законодательством (например, ассоциация, учреждение, фонд).

Как и в случае с коммерческими юридическими лицами учредителями НКО могут выступать дееспособные физические и юридические лица, а также публично-правовые образования.

В то же время законодатель предусмотрел ряд ограничений и установил запрет становиться учредителем НКО для следующих лиц:

  • Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • Лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • Лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • Лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов;
  • Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Кроме того, на этапе создания НКО Вы должны четко понимать, с какой целью НКО создается. Например, если НКО создается для того, чтобы в будущем получить статус СРО оценщиков, то неразумно в данном случае в роли учредителя выступать юридическому лицу, так как членом СРО оценщиков могут быть только физические лица.

Также законом установлены определенные требования к числу учредителей.

Так, корпоративная НКО (союз, ассоциация) не может иметь менее двух учредителей, а в создании учреждения, напротив, может участвовать только одно лицо, соучредительство нескольких лиц не допускается. В остальном число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Статья подготовлена на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Спасибо!

Ваши данные приняты.

В ближайшее время по указанному номеру с Вами свяжется представитель ООО «Система».

Регистрация НКО (некоммерческой организации): все нюансы

НКО (некоммерческая организация) — это организация, которая не преследует цели извлечения максимальной прибыли из своей деятельности. Основные цели НКО — это реализация благотворительных, социокультурных и образовательных целей.

Такие организации выполняют важные социальные функции и являются необходимыми для общества, его развития и прогресса. При этом существует несколько разновидностей таких обществ, которые необходимо учитывать при регистрации НКО.

Об этом мы и поговорим далее.

Основные виды и формы НКО

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Кто может стать учредителем НКО?

Учредителями некоммерческих организаций могут быть:

  • физические лица граждане РФ или юридические лица;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на территории РФ (кроме случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством).

Кто не может быть учредителем и участником НКО?

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:

  • Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
  • Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
  • Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
  • Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  • Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.

Регистрация НКО: пошаговая инструкция

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Рассмотрим подробно процесс регистрации некоммерческих организаций.

Определение направления и целей работы

Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.

Читайте также:  Какова сумма взысканий за вред здоровью, причиненный в ДТП?

Определение юридического адреса

По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.

Подготовка уставной документации

Уставные документы некоммерческой организации должны содержать следующие данные:

  • полное наименование НКО;
  • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
  • юридический адрес организации;
  • цель и задачи;
  • особенности управленческой политики;
  • права и обязанности учредителей и членов;
  • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
  • правила приема и выхода из объединения;
  • особенности изменения учредительной документации;
  • регулирование вопросов собственности НКО.

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Подготовка заявления

Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:

  • личные данные заявителя;
  • его контактные данные;
  • место жительства.

Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.

Оплата государственной пошлины за регистрацию НКО

По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. По законодательству предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Размеры госпошлины за регистрацию НКО

  • Некоммерческие организации — 4000 рублей
  • Политические партии и региональные отделения политических партий — 3500 рублей
  • Общероссийский общественные организации инвалидов — 1400 рублей
  • Внесение данных в госреестр саморегулируемых организаций — 6500 рублей

Перечень необходимых документов

Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:

  • учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах
  • решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра
  • паспортные данные учредителей – 2 шт.
  • данные о территориальной принадлежности организации, подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия)
  • заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.

Подача документов и следующие шаги

Последующие шаги выглядят так:

  • Представление документов в Минюст. Полный перечень нужных бумаг приведен в Законе. Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
  • Получение свидетельства.
  • Получение кодов статистики. Обратиться в Росстат может учредитель или его представитель по нотариально заверенной доверенности. Нужно представить свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и написать соответствующее заявление.
  • Учет в фондах. НКО обязана встать на учет в пенсионном, медицинском фондах и соцстрахе.
  • Изготовление печати.
  • Открытие счета. Объединение подбирает банк и открывает в нем расчетный счет. Он потребуется для осуществления безналичных расчетов.

Сроки принятия решения

  • Согласно практике, сроки регистрации НКО в Минюсте составляют не более 30 рабочих дней.
  • Если все документы в порядке и причины для отказа в регистрации НКО отсутствуют, Минюст или его территориальное отделение принимает финальное решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения пакета документов.
  • После этого сведения и документы направляются в Федеральную налоговую службу  (ФНС) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
  • На основании полученных данных в течение 5 рабочих дней сведения о новом НКО вносятся в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС сообщает об этом в Минюст, который в свою очередь не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации его некоммерческой организации.

Отказ в регистрации НКО

Причины отказа

Самые распространенные причины, по которым может быть отказано в регистрации НКО:

  • учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием
  • наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан
  • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган
  • если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с федеральным законом
  • в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.

Что делать в случае отказа

В случае если получен отказ в регистрации некоммерческой организации, у учредителя НКО есть выбор: согласиться с принятым решением или добиваться его изменения.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не запрещает повторно подавать документы для госрегистрации при условии, что устранены основания, вызвавшие отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О некоммерческих организациях».

Особенности регистрации АНО (автономной некоммерческой организации)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум — 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Особенности перерегистрации некоммерческой организации

Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными.

НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.

Регистрация некоммерческой организации в 2020 году: пошаговая инструкция и сроки

В настоящей статье мы представляем подробную инструкцию по регистрации некоммерческих организаций (НКО) с учетом новых правил, этапы создания и регистрации НКО, однако при регистрации отдельных видов НКО законодательством предусмотрены особенности процедуры создания и регистрации некоммерческой организации в данной форме. В конце статьи вы найдете ссылки на пошаговые инструкции по регистрации НКО в зависимости от вида некоммерческой организации (фонд, общественная организация и т.д.).

Пошаговая подробная инструкция “Регистрация некоммерческой организации (НКО) самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать НКО в Минюсте и налоговой самостоятельно? Процесс создания и регистрации некоммерческой организации можно описать пошагово следующим образом:

Шаг 1. Определяем структуру некоммерческой организации, состав учредителей и лицо, действующее без доверенности от имени НКО 

Процедура открытия НКО должна включать в себя выбор вида НКО, определение системы налогообложения, видов деятельности, состава учредителей, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам.

Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.).

Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру НКО, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д.

Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы НКО быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При выборе руководителя НКО необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации НКО. Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.

Читайте также:  Принадлежит ли нам земля?

Шаг 2. Определяем место нахождения некоммерческой организации

На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации, данный адрес в первое время существования НКО зачастую не соответствует фактическому месту нахождения.

Так как регистрирующие органы при регистрации компании менее щепетильны при проверке юр.адреса, то компании часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам.

Мы советуем уже при создании НКО подойти серьезно к выбору места нахождения компании.

Подробнее о выборе юридического адреса компании читайте в статье: “Юридический адрес: как выбрать, риски недостоверности юридического адреса”.

После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации НКО, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации. 

Шаг 3. Разрабатываем учредительные документы будущей некоммерческой организации и принимаем решение о ее создании

Учредительным документом для всех некоммерческих организаций является устав. Однако ассоциации (союзы) должны иметь также учредительный договор. АНО вправе иметь также учредительный договор.

Для регистрации некоммерческой организации необходимо принять решение о ее создании.  В случае учреждения некоммерческой организации одним лицом решение о ее учреждении принимается учредителем единолично (оформляется решение единственного учредителя).

В случае регистрации НКО двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно (2 и более учредителя оформляют решение об учреждении компании протоколом). Содержание решения об учреждении некоммерческой организации зависит от вида НКО.

Количество учредителей также зависит от вида НКО (по ссылкам ниже читайте подробную информацию).

В любом случае протокол должен содержать:

  • дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания
  • список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания
  • сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления

Разъяснения Минюста по вопросам регистрации некоммерческих организаций при создании, а также по вопросу изменения состава учредителей НКО • Гестион

При регистрации некоммерческих организаций (далее НКО) часто вставал вопрос: как правильно заполнять заявление Р11001 о создании НКО, а именно листы, в которых содержатся сведения об учредителях.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» говорит о том, что при регистрации НКО в Минюст должны подаваться «сведения об учредителях», но закон не уточняет, в каком виде они должны представляться.

В требованиях к заполнению заявления о регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 (раздел II приложения 20 к Приказу ФНС России от 25.01.

2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Далее Приказ)) в п.2.

12 сказано, что листы А, Б, В, Г, Д заявления (листы, содержащие сведения об учредителях) заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

  • Получается, если следовать этим требованиям, при создании, например, общественной организации, листы заявления Р11001 на учредителей можно не заполнять.
  • Подтверждением этой мысли является то, что при регистрации в налоговой фермерского хозяйства, не указанного в перечне в Приказе, не заполняли листы на учредителей вообще, и налоговая все благополучно зарегистрировала.
  • Вопрос необходимости заполнения в заявлении сведений об учредителях НКО приобретает дополнительную актуальность, если учесть, что часто возникает вопрос выхода из состава учредителей НКО, необходимость убрать из ЕГРЮЛ сведения о тех, кто больше не имеет никакого отношения к управлению НКО.
  • Ранее Минюст однозначно отвечал, что внесение таких изменений невозможно.
  • В январе 2016 года в Федеральный закон «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ могут быть зарегистрированы изменения в сведениях об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, а именно о выходе таких учредителей (участников) из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц.
  • С целью получения разъяснений на эти вопросы, я обратился напрямую в Министерство юстиции.
  • Текст обращения:
  • «Добрый день.
  • Прошу Вас разъяснить следующую ситуацию по вопросу регистрации при создании НКО и регистрации изменений в НКО:
  • 1) Создание НКО.

При регистрации создания НКО используется форма заявления Р11001, утвержденная Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Далее Приказ).

В требованиях к заполнению формы Р11001 (раздел II приложения 20 к Приказу) в п.2.12 сказано, что листы А, Б, В, Г, Д заявления (листы, содержащие сведения об учредителях) заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Таким образом, если следовать указанным требованиям, при регистрации, например, Фонда, АНО или Ассоциации, листы, содержащие сведения об учредителях, заполнять и прикладывать не нужно.

Это подтверждается практикой регистрации налоговой, например, крестьянских (фермерских) хозяйств и ТСЖ, когда в ЕГРЮЛ не вносятся сведения об учредителях, так как листы о них не заполняются и не прикладываются.

Сотрудники региональных управлений Минюста при рассмотрении документов о регистрации НКО требуют заполнять данные листы, в связи с чем в дальнейшем возникает сложность, когда кто-то из учредителей хочет уйти от управления НКО, а в ЕГРЮЛ сведения об учредителях действующей НКО не вносятся. Эта проблема приводит к недопониманию, например, в банках или при трудоустройстве (часто — при трудоустройстве на гос. службу).

Прошу Вас разъяснить: требуется ли заполнять указанные листы заявления, если требования к заполнению заявления Р11001 говорят об обратном. Можно ли выполнять требования ФЗ об НКО о предоставлении сведений об учредителях иным путем, например, указывая эти сведения в протоколе о создании НКО.

2) Второй вопрос — о регистрации изменений в НКО плотно связан с первым вопросом.

В январе 2016 года в Федеральный закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, а именно, был внесен п.2.2 в ст.17.

Пункт 2.2 ст.

17 гласит: «Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.»

Таким образом, действующий закон о регистрации юр. лиц позволяет вносить изменения в сведения об учредителях отдельных форм НКО. При этом сотрудники региональных управлений при устных консультациях отвечают, что это невозможно.

  1. Прошу Вас разъяснить порядок регистрации изменений в состав участников отдельных форм НКО с учетом нового законодательства».
  2. Из полученного ответа Министерства юстиции можно сделать следующие основные выводы:
  3. 1) Заполнение листов заявления Р11001, содержащих сведения об учредителях НКО, обязательно для всех видов НКО, а не только для указанных в Приказе.
  4. 2) Изменения в сведения об учредителях, содержащиеся в ЕГРЮЛ могут быть внесены только в отношении указанных в Федеральном законе «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» видов НКО.
  5. 3) В отношении остальных видов НКО изменения в сведения об учредителях не вносятся, такие сведения в ЕГРЮЛ играют роль «истории» НКО, информации о ее создателях, такая информация может не иметь отношения к лицам, фактически управляющим НКО, если те, кто создавал НКО, отошли от ее управления.
  6. Дополнительно Минюст разъяснил, что:
  7. 1) Выход из НКО носит уведомительный характер, заявление о выходе не имеет строгой формы и требований к его заверению;
  8. 2) Изменение сведений об учредителях НКО, в случае выхода из НКО (если это возможно в соответствии с Федеральным законом «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), относится к полномочиям Федеральной налоговой службы (ее территориальных органов)).
  9. Тут стоит отметить, что регистрирующим органом для НКО является регионального управление ФНС, а не районные (межрайонные) инспекции.
  10. 3) Изменение сведений об учредителях АНО в случае входа новых учредителей по решению всех остальных учредителей относится к полномочиям Минюста (его территориальных органов).
  11. Полный текст ответа Минюста доступен по ссылке.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *