Был ли принят федеральный бюджет на 2020 год?

По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, с 2022 года социальные выплаты и пособия в стране будут начисляться автоматически, в беззаявительном порядке. Кроме того, минимальный размер оплаты труда планируется повысить до 13,6 тыс.

рублей, что увеличит доходы 3 млн россиян. Глава кабмина также рассказал о планах властей в ближайшие три года нарастить бюджетные траты на выполнение всех обязательств государства перед гражданами.

Эксперты считают, что меры поддержки станут носить более адресный характер.

С 2022 года россияне будут получать пенсии, пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, и другие выплаты в беззаявительном порядке. Об этом во вторник, 21 сентября, заявил премьер-министр страны Михаил Мишустин. По его словам, начисление средств будет происходить «автоматически, в электронном виде, что гораздо удобнее и проще».

«Не нужно будет передавать какие-либо сведения работодателю, как это положено сейчас. Родители смогут уделить больше времени малышу, а не тратить свои силы на сбор справок, документов и ожидания в очередях», — отметил Мишустин во время заседания правительства.

Также премьер рассказал о запланированном с 2022 года повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России до 13,6 тыс. рублей. В результате такого решения власти ожидают увеличения заработной платы почти 3 млн человек, добавил глава кабмина.

По итогам заседания правительство одобрило проект закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Документ планируется внести на рассмотрение в Государственную думу до 1 октября.

Также по теме

Был ли принят федеральный бюджет на 2020 год? В беззаявительном порядке: с 2022 года пособия по беременности в России будут начисляться автоматически

С 2022 года Министерство труда и социальной защиты России планирует в автоматическом режиме начислять пособия по беременности и родам,…

Как пояснил Михаил Мишустин, бюджет ориентирован на то, чтобы в полной мере выполнить все обязательства государства перед гражданами. При этом в ближайшие три года власти будут только увеличивать расходы на эти цели.

«Например, финансирование национальных проектов в 2024 году к уровню 2020 года вырастет более чем на треть. Почти в четыре раза больше средств направим на реализацию задач, которые глава государства поставил в послании Федеральному собранию», — рассказал премьер.

Согласно проекту, общий объём расходов государственной казны будет устойчиво расти. В 2022 году соответствующая сумма составит 23,61 трлн рублей, в 2023-м — 25,1 трлн, а в 2024-м — почти 26,15 трлн рублей.

Бюджетные доходы также будут увеличиваться на протяжении всего трёхлетнего периода. Как ожидается, в 2022 году в казну поступит чуть больше 25 трлн рублей, в 2023-м — 25,54 трлн, а в 2024-м — 25,83 трлн.

Таким образом, в течение следующих двух лет доходы государственной казны будут превышать расходы — профицит бюджета в 2022 и 2023 годах составит 1,41 трлн и 435 млрд рублей соответственно. Между тем в 2024-м бюджет может быть исполнен с дефицитом в размере 315 млрд рублей.

«В первую очередь власти сосредоточатся на стимулировании роста реальных доходов населения.

На этом фоне в долгосрочной перспективе растущая социальная повестка может привести к увеличению бюджетных трат и возникновению дефицита в 2024 году», — объяснил в интервью RT заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.

В то же время доходы бюджета будут расти во в многом за счёт подорожания экспортируемых Россией товаров, считает заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. В частности, специалист отмечает предполагаемое повышение или сохранение высоких цен на топливо, металлы, древесину и продукты лесопереработки.

«Темпы роста мирового ВВП сверхвысокие в этом году на фоне восстановления после пандемии. Это стимулирует спрос на основные товары, торгуемые в мире. Опережающими темпами растёт спрос на сырьё, включая российское», — объяснил Миронов в разговоре с RT.

Для борьбы с бедностью

Как заявил во вторник президент России Владимир Путин, уже к 2024 году властям необходимо добиться значимого прогресса по всем национальным целям. В этом ключе федеральный бюджет на ближайшие три года является определяющим и требует «максимальной проработанности, концентрации сил и средств» на приоритетных направлениях, подчеркнул глава государства.

«В том числе это касается таких задач, как повышение продолжительности жизни — один из ключевых показателей, снижение бедности, в социальной сфере то же самое, улучшение экологии и среды для жизни, что волнует миллионы наших людей», — добавил Путин.

В 2022 году на достижение национальных целей из бюджета планируется выделить 3,6 трлн рублей, в 2023-м — 3,9 трлн, а в 2024-м — 4 трлн рублей. Об этом 21 сентября сообщил министр финансов страны Антон Силуанов. По его словам, в первую очередь средства пойдут на снижение уровня бедности.

«Более 5 млн семей с детьми получат дополнительные меры социальной поддержки. На эти цели будет предусмотрено в бюджете 2,1 трлн рублей», — подчеркнул глава Минфина.

По данным Всемирного банка, в 2020-м уровень бедности в России снизился с 12,3 до 12,1%. Более того, в 2021 году значение может достичь 11,4%, прогнозируют специалисты организации. При этом в правительстве ожидают, что в 2023-м показатель дополнительно опустится до 10,9%, в 2024-м — до 10,4%.

«Скорее всего, в обозримой перспективе власти будут постепенно уменьшать расходы на поддержку бизнеса и больше внимания уделять развитию экономики.

Крупный бизнес в целом сейчас хорошо себя ощущает, в то время как малый и средний хотя и требует поддержки, но уже не такой значительной, как это было в пандемию.

В свою очередь, поддержка людей должна стать более адресной и будет носить ярко выраженный характер», — заключил Александр Абрамов.

Госдума одобрила в первом чтении проект бюджета на 2020–2022 годы :: Экономика :: РБК

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, представляя проект федерального бюджета, отметил, что в 2020 году 35,1% ВВП страны будет перераспределяться через бюджетную систему, то есть через федеральный бюджет, бюджеты внебюджетных фондов и субъектов федерации. По его словам, это беспрецедентный уровень: «Такого объема перераспределения никогда не было. Приведу цифры 2018 года — это 32,8%, 2006 год — 28,9%», отмечал первый вице-премьер.

На реализацию нацпроектов в 2020 году будет направлено почти 2 трлн руб. из федерального бюджета, следует из проекта бюджета. Пока исполнение расходов по нацпроектам запаздывает: по состоянию на 17 октября использовано только 59% заложенных на 2019 год средств, заметил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

Документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле цены на нефть марки Urals (в 2020 году — $42,4 за баррель). «Мы застрахованы от различных негативных сценариев развития на рынке нефти, бюджет составлен с учетом того, что мы накопили необходимый объем резервов в Фонде национального благосостояния — более 7% ВВП будет в нем уже в следующем году», — сообщил Силуанов.

Превышение ликвидной частью ФНБ планки в 7% ВВП позволит правительству начать инвестировать накопленные резервы, внутри страны на крупные проекты может быть направлено порядка 15–20% от суммы превышения, говорил Силуанов.

«В следующем году мы имеем возможность уже инвестировать эти средства (ФНБ. — РБК) в проекты.

Готовы рассматривать предложения от субъектов РФ с тем, чтобы эти ресурсы шли и на региональные проекты, которые дадут результат по увеличению экономического потенциала субъектов», — сказал Силуанов, выступая на пленарном заседании Госдумы.

Средства ФНБ должны размещаться «в надежные и ликвидные инструменты», напомнил Алексей Кудрин. «Нам нужно разобраться сначала в политике и механизмах (инвестирования)», — указал он.

Низкие расходы на медицину и образование

Предложенный правительством проект бюджета является продолжением политического курса, который привел к экономическому кризису и сдерживает финансирование образования, науки, здравоохранения, считает председатель КПРФ Геннадий Зюганов.

Бюджетные расходы на образование и здравоохранение недостаточны для развития страны, подчеркнул он.

«На медицину и образование сегодня надо минимум по 7% расходной части, на науку надо утраивать, учетверять бюджетные расходы, чтобы выйти вперед», — сказал он.

Расходы на развитие образования планируются в среднем за 2020–2022 годы на уровне 3,7% ВВП, расходы на здравоохранение — 2,9% ВВП, что значительно ниже, чем в странах «большой семерки», отмечали аудиторы Счетной палаты.

К примеру, в Великобритании в 2018–2019 финансовом году фактические расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП; в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы на здравоохранение предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно.

Используемая правительством модель экономической стабилизации обеспечила макроэкономическую устойчивость, однако экономика России так и не вышла на траекторию стабильного роста и развития, считают в партии «Справедливая Россия».

«Обратной стороной достижений стало снижение драйверов экономического роста, прежде всего потребительского спроса, низкое качество планирования, неэффективное использование бюджетных средств, низкий за последние 15 лет уровень исполнения расходов, формирование огромных объемов зарезервированных средств на стадии принятия бюджета», — сказал справедливорос Александр Ремезков. Темпы роста экономики, прогнозируемые правительством, не позволят увеличить ВВП на душу населения к 2024 году в 1,5 раза, подчеркнул депутат. Согласно прогнозу, в 2020 году темпы роста ВВП ожидаются на уровне 1,7%, в 2021 году — 3,1%, в 2022 году — 3,2%. Убедительного обоснования таких темпов роста экономики, а также ускорения инвестиций в основной капитал в проекте федерального бюджета нет, подчеркнул он.

Был ли принят федеральный бюджет на 2020 год?

Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2020 год

МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

Читайте также:  Предоставление места в детсаду ребенку 4 лет при переезде

Согласно закону, доходы федерального бюджета в 2020 году запланированы на уровне 20,379 трлн рублей. В 2021 году они вырастут до 21,246 трлн рублей, а в 2022 году — до 22,058 трлн рублей.

Расходы бюджета, как ожидается, также будут расти — до 19,503 трлн рублей в 2020 году, до 20,634 трлн рублей в 2021 году и до 21,763 трлн рублей в 2022 году. Существенную долю по-прежнему будут составлять расходы на социальное обеспечение, оборону и нацбезопасность.

Профицит федерального бюджета в 2020-2022 годах ожидается на уровне 0,8%, 0,5% и 0,2% ВВП соответственно.

Прогнозируемый объем ВВП на 2020 год составляет 112,863 трлн рублей.

Документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле цены на нефть марки Urals в 2020 году — $42,4 за баррель. Дополнительные доходы казны от продажи нефти сверх этого уровня направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Бюджет основывается на базовом прогнозе Минэкономразвития, который предполагает рост российского ВВП на 1,7% в 2020 году и ускорение до 3,1% и 3,2% в 2021 и 2022 годах соответственно.

Среднегодовая цена нефти, согласно прогнозу, составит $57 за баррель в 2020 году и снизится до $56 и $55 за баррель в 2021 и 2022 годах соответственно. Инфляция ожидается на уровне 3% в 2020 году и 4% в 2021 и 2022 годах.

Предельный объем Фонда развития на 2020 год — 585 млрд руб., на 2021 год — 585 млрд руб. и на 2022 год — 585 млрд руб. Фонд развития формируется начиная с 2019 года, предусмотрено, что средства фонда будут направляться на финансовое обеспечение мероприятий госпрограмм РФ, норма будет действовать до 31 декабря 2024 года включительно.

Приоритетом расходов федерального бюджета в ближайшие три года станут национальные проекты — на них будет выделено около 7 трлн рублей. При этом финансирование нацпроектов будет ежегодно расти — с 1,982 трлн рублей в 2020 году до 2,692 трлн рублей в 2022 году.

Реализация госпрограмм

В части государственных программ РФ (всего 44 программы) предусмотрено выделение, в частности, по госпрограмме «Развитие здравоохранения» — 847,5 млрд руб. в 2020 году, 787,6 млрд руб. в 2021 году, 788,1 млрд руб. в 2022 году.

 По госпрограмме «Развитие образования» — 214,1 млрд руб. в 2020 году, 220,3 млрд руб. в 2021 году, 172,8 млрд руб. в 2022 году. По госпрограмме «Социальная поддержка граждан» — 1,465 трлн руб. в 2020 году, 1,511 трлн руб. в 2021 году, 1,55 трлн руб. в 2022 году.

По госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия — 283,6 млрд руб. в 2020 году, 291,2 млрд руб. в 2021 году, 327,3 млрд руб. в 2022 году; по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.

Севастополя» — 102,7 млрд руб. в 2020 году, 84,6 млрд руб. в 2021 году, 91,4 млрд руб. в 2022 году.

На реализацию 20 федеральных целевых программ (ФЦП) направляется в 2020 году — 372,3 млрд руб., в 2021 году — 277,3 млрд руб., в 2022 году — 278,2 млрд руб. Все данные по госпрограммам и ФЦП были откорректированы ко второму чтению.

Межбюджетные трансферты

Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2020 году — 2,552 трлн руб., в 2021 году — 2,566 трлн руб., в 2022 году — 2,482 трлн руб. Речь идет, в том числе, о дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2020 году — 717,9 млрд руб., в 2021 году — 730,8 млрд руб.

, в 2022 году — 743,5 млрд руб., субсидии на реализацию программы «Земский доктор»: по 6,6 млрд рублей ежегодно в 2020-2022 годах, субсидии на реализацию программы «Земский учитель»: в 2020 году — 1,7 млрд руб., в 2021 году — 1,2 млрд руб., в 2022 году — 1,2 млрд руб.

Данные по межбюджетным трансфертам скорректированы с учетом поправок ко второму чтению.

Предусматриваются бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) из федерального бюджета: в 2020 году — 0,97 млрд руб. ($14,7 млн), в 2021 году — 2,1 млрд руб. ($31,7 млн).

Эти средства планируется направить на строительство и эксплуатацию части транспортного коридора, соединяющего автомобильные дороги федерального значения М-5 «Урал» и М-7 «Волга».

Предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов в 2022 году не планируется.

Правительство РФ вправе в 2020 году принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев РФПИ в случае снижения объема денежных средств, составляющих чистые активы фонда, ниже 30 млрд руб.

Также правительство РФ в 2020 году будет вправе направить в уставный капитал ОАО «РЖД» до 20 млрд руб. (при поступлении в федеральный бюджет в соответствующем объеме субсидии из бюджета г.

Москвы для реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов).

Поправки ко второму чтению

Ко второму чтению было принято 611 поправок. В рамках реализации мероприятий нацпроектов перераспределяется 94 млрд в 2020 году, 112 млрд рублей в 2021 году, 98,7 млрд рублей в 2022 году, отмечал ранее глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.

По его словам, впервые в истории бюджетного процесса на 2020 год в приложениях содержится распределение 203 трансфертов, или 94% всех трансфертов. Как подчеркнул Макаров, многие задачи, поставленные в первом чтении бюджета, были решены.

В частности, на доведение уровня софинансирования по десяти субъектам с низким уровнем социально-экономического развития до 99% со стороны федерального центра выделены дополнительные средства.

Была также принята поправка, позволяющая субъектам РФ направлять на реализацию инвестиционных проектов до 5% суммы долга по бюджетным кредитам, что будет засчитываться в уплату их задолженности. Если инвестпроекты не будут реализованы, регионам придется компенсировать направленные на них средства.

Предусматриваются также ассигнования на создание и оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов в 2020 году — 2 млрд руб.

, на совершенствование системы пунктов пропуска, создание благоприятных условий для перемещения через госграницу грузов и пересечения ее физлицами в 2020 году — 3,9 млрд руб., в 2021 году — 3 млрд руб.

, в 2022 году — 2 млрд руб. Взнос в уставный капитал АО «ДОМ.РФ» в 2020 году — 1,3 млрд руб.

В 2020 году ПАО «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» будет вправе использовать для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов средства неиспользованных имущественных взносов РФ в эту компанию, предоставленные в рамках федерального бюджете на 2019 год.

Также была одобрена поправка о докапитализации Российской венчурной компании в 2020-2022 годах по 1,5 млрд рублей в год для создания и финансирования венчурного фонда, целью которого станут проекты в фармацевтике.

На субсидии производителям сельхозтехники будет направлено 7 млрд рублей в 2020 году и по 2 млрд в 2021-2022 годах. Средства на господдержку российских организаций самолетостроения будут увеличены на 4 млрд рублей.

Позиции фракций

Первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев поддержал принятие бюджета. «Бюджет профицитный. Бюджет, в котором сформирован огромный Фонд национального благосостояния, резервный фонд, запланирована инфляция, не превышающая 3%.

Это означает, что, несмотря на любые вызовы, с которыми может столкнуться наша страна, внешнеэкономические вызовы, государство в полном объеме сможет выполнить все социальные обязательства. Это, на наш взгляд, бюджет развития, потому что 2 трлн рублей, что на 200 млрд больше, чем в этом году, будет направлено на реализацию национальных проектов.

Это значит, будут вложены деньги в экономику, в развитие и создание инфраструктуры, будут построены тысячи социальных объектов», — подчеркнул парламентарий.

Исаев отметил, что работая над бюджетом, фракция «Единая Россия» поставила четыре цели бюджетного планирования. «Цель номер один — это более эффективное расходование бюджетных средств, и для этого своевременное доведение их до регионов.

Напомню, что мы достигли соглашения с правительством о том, что все нормативные акты по всем государственным программам будут выпущены соответствующими ведомствами до 31 декабря. До 31 декабря будут заключены соглашения с регионами, и деньги по госпрограммам начнут поступать в начале года.

Впервые в новейшей истории России во время принятия бюджета, а не после, были распределены все трансферты регионам, они составят 1 трлн 700 млрд рублей», — пояснил депутат.

Фракция ЛДПР в Госдуме также поддержала принятие бюджета. «Мы увидели положительные моменты в этом году по сравнению с прошлым годом.

Цифры, которые вселяют в нас оптимизм, — на 2 трлн планируется увеличить инвестиции в основной капитал, увеличиваем рост ВВП с 1,3% до 1,7%, инфляция с 3,8% до 3% снижается.

Тот вектор, который этим бюджетом нам Минфин закладывает, мы поддержим», — заявил депутат от ЛДПР Сергей Катасонов.

Оперативный доклад за 2020 год

  • Федеральный бюджет
  • Консолидированные бюджеты регионов РФ
  • Внебюджетные фонды РФ

1. Макроэкономические показатели

Развитие российской экономики в 2020 году происходило в условиях уникального по своей природе экономического кризиса. Двухмесячный глобальный локдаун и рекордное падение цен на нефть привели к заметному ухудшению ситуации в экономике, а ВВП по итогам года сократился на 3,1%. Поведение основных экономических показателей было нестандартным для кризисного года:

  • в апреле 2020 года цена на нефть марки «Юралс» достигла исторического минимума – 16,3 доллара США за баррель (по итогам года – 41,4 доллара США);
  • курс рубля показал большую устойчивость к колебаниям нефтяных цен, чем во время предыдущих кризисов (в среднем за год – 71,94 рубля за доллар США);
  • на динамику промышленности оказывал влияние не только локдаун, но и ограничения добычи в рамках ОПЕК+;
  • инфляция ускорилась, но для кризисного года осталась умеренной – в пределах 5%, в первой половине года на инфляцию оказывал влияние избыточный спрос, а в конце года – недостаточное предложение;
  • увеличение уровня безработицы (5,8% за год, 6,4% — на пике в августе) сопровождалось рекордным ростом привлекательности биржи труда;
  • снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (на 3,5%) происходило на фоне роста реальных зарплат и пенсий;
  • из-за более жестких и продолжительных ограничений больше всего в 2020 году пострадала сфера услуг (за год снижение платных услуг населению составило 17,3%).
Читайте также:  Нужно ли разрешение на вывоз ребенка за границу с бабушкой?

Более подробная информация о макроэкономических показателях представлена в Приложении 1.

2. Основные характеристики

  1. Исполнение федерального бюджета в 2020 году осуществлялось с учетом установленных особенностей в целях обеспечения мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактике и устранению последствий COVID-19.

  2. В ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году общий объем расходов федерального бюджета был увеличен без внесения изменений в закон о бюджете с соответствующим увеличением резервного фонда Правительства РФ.

  3. Также Правительство РФ получило возможность использовать накопленные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) для возмещения недополученных нефтегазовых доходов.

    С учетом этих и некоторых других особенностей исполнение бюджета составило:

  • доходы – 18,722 трлн рублей (90,9% законодательно установленных доходов);
  • расходы – 22,822 трлн рублей (95,7 % показателя сводной росписи с изменениями); 
  • дефицит – 4,099 трлн рублей, или 3,8 % ВВП (планировался профицит в 927,6 млрд рублей).

Ознакомиться подробнее со сведениями об основных характеристиках федерального бюджета, а также о непринятых в срок нормативных правовых актах можно в специальном разделе доклада.

3. Самое важное о доходах

В 2020 году доходы федерального бюджета оказались ниже прогнозируемых на 1,871 трлн, так как нефтегазовые доходы были исполнены на 2,288 трлн меньшее, а ненефтегазовые – на 0,417 трлн больше.

Наибольшее снижение доходов в основном сложилось по:

  • НДПИ в виде углеводородного сырья;
  • вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть, природный газ и товары, выработанные из нефти;
  • прочим неналоговым доходам федерального бюджета.

Наибольшее увеличение в основном сложилось по:

  • прочим безвозмездным поступлениям в федеральный бюджет (в основном за счет доходов Центробанка от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России»);
  • акцизам на нефтяное сырье, направленное на переработку;
  • доходам от управления средствами ФНБ.

Говоря об исполнении доходов федерального бюджета, заведующий Лабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Илья Соколов отметил, что ненефтегазовые доходы составили 13,5 трлн руб., что на 3,2% выше объема доходов, учтенного при формировании прогноза доходов.

В реальном выражении ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 12 месяцев 2020 г. выросли на 1,2 трлн руб. (или на 9,8%) относительно января-декабря предыдущего года.

«В целом достигнутый уровень ненефтегазовых поступлений в сложившихся условиях можно признать довольно высоким», – считает эксперт.

Подробнее прочитать об исполнении доходов федерального бюджета можно в специальном разделе доклада и Приложении 2.

4. Самое важное о расходах

Объем сводной росписи с изменениями (23,842 трлн рублей) превысил утвержденные расходы на 4,176 трлн рублей, или на 21,2%. Превышение сформировалось из-за остатков неиспользованных средств федерального бюджета 2019 года и бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд Правительства РФ.

При этом положительные изменения сводной росписи составили 11,378 трлн рублей, или почти 50% кассовых расходов. Счетная палата отмечает, что уровень перераспределения бюджетных ассигнований является самым высоким за последние 10 лет.

Общий объем неисполненных назначений составил 1,0209 трлн рублей, или 4,3% показателя сводной росписи с изменениями. Ведомство обращает внимание, что эта сумма сопоставима с неиспользованными средствами за 2019 год, то есть с 1,121 трлн рублей.

Подробнее прочитать об изменениях в сводной бюджетной росписи, перераспределении бюджетных ассигнований и лимитах бюджетных обязательств можно в Приложении 3, информация о неисполненных обязательствах 2020 года содержится в Приложении 4, сведения о расходах также содержатся в Приложении 6.

5. Государственные программы

Не в полном объеме исполнены расходы по 42 из 43 госпрограмм (открытая часть), на низком уровне (менее 90%) — по 8 госпрограммам. Расходы федерального бюджета на Госпрограммы в 2020 году составили 14,547 трлн рублей.

Подробная информация об уровне исполнения расходов по госпрограммам представлена в оперативном докладе и Приложении 7.

6. Национальные проекты

Уровень исполнения расходов на реализацию нацпроектов и комплексного плана составил 97,4% показателя сводной росписи с изменениями. По сравнению с прошлым годом уровень исполнения увеличился на 5,9 п.п.

Счетная плата отмечает, что на низком уровне реализован нацпроект «Образование» — 86,4% показателя сводной росписи с изменениями. Кроме того, среди 65 главных распорядителей бюджетных средств, задействованных в исполнении нацпроектов, в полном объеме исполнили их только 29.

Дополнительная информация об исполнении госпрограммам представлена в оперативном докладе и Приложении 8. 

7. Расходы по ГРБС

На низком уровне (менее 90%) исполнили расходы 9 главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС):

  1. Росархив – 70,7%

  2. Минстрой России – 80,4%

  3. ФАС России – 80,4%

  4. Россотрудничество – 80,5%

  5. Росмолодежь – 81,6%

  6. Ростуризм – 81,8%

  7. Госкорпорация «Роскосмос» – 82,1%

  8. ФАДН России – 88,1%

  9. Минпросвещения России – 88,4%

Счетная палата отмечает, что наблюдается самый высокий с 2017 года уровень закупок у единственного поставщика – 33,1% объема заключенных контрактов.

Подробнее об исполнении расходов ГРБС можно узнать в Приложении 9.

8. Использование средств резервного фонда Правительства РФ

Объем резервного фонда Правительства РФ увеличился на 4,455 трлн рублей и составил 4,469 трлн рублей. Из фонда было выделено 4,059 трлн рублей, из которых, по экспертной оценке Счетной палаты, 2,855 трлн рублей направлены на профилактику и устранение коронавирусной инфекции.

Не распределенный остаток средств на 1 января 2021 года составил 410,55 млрд рублей, что в 2,4 раза больше, чем в начале 2020 года (на 1 января 2020 года – 169,415 млрд рублей).

Прочитать об исполнении резервного фонда Правительства РФ можно в Приложении 10.

9. Межбюджетные трансферты

На профилактику и устранение коронавирусной инфекции были выделены 815,1 млрд рублей межбюджетных трансфертов (МБТ).

Счетная палата обращает внимание: как и в предыдущие годы, в 2020 году происходило неравномерное перечисление субъектам РФ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Так наибольший объем всех форм МБТ перечислен в IV квартале – 36% суммы, среди которых 15,1% приходятся на декабрь (субсидии: 41,4% — IV квартал; иные МБТ: 52% — IV квартал).

Подробная информация о МБТ представлена в оперативном докладе и Приложении 11.

10. Анализ ФАИП

Исполнение расходов на реализацию ФАИП за 2020 год составило 88,3% показателя сводной росписи с изменениями, что на 11,1 п.п. выше показателя за 2019 год (77,2%). Согласно данным Росстата, на 1 января 2021 года введено в эксплуатацию 154 из 301 объекта ФАИП, или лишь 51,2% объектов.

Подробно ознакомиться с результатами анализа ФАИП можно в специальном разделе доклада.

11. Взносы в уставные капиталы, имущественные взносы и субсидии юрлицам

Исполнение расходов на соответствующие субсидии и взносы составило 94,6% показателя сводной росписи с изменениями, то есть 1,762 трлн рублей из 1,863 трлн рублей.

Подробная информация об отдельных недостатках при предоставлении и использовании взносов в уставные капиталы АО, имущественных взносов и субсидий юридическим лицам представлена в Приложении 12.

12. Источники финансирования дефицита, ФНБ, госдолг РФ

Уровень долга относительно ВВП остался на безопасном уровне, отмечает директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова. «Расширение заимствований и долга стало особенностью реакции на текущий кризис, по сравнению с 2008-2009 гг, когда на финансирование дефицита использовались в основном ранее накопленные резервы», – добавила эксперт. 

Подробная информация о дефиците и источниках его финансирования, ФНБ и госдолге содержится в Приложении 13.

Консолидированные бюджеты регионов

На 1 января 2021 года консолидированные бюджеты регионов были исполнены с дефицитом в объеме 676,5 млрд рублей (суммарный профицит сложился в 28 регионах, а суммарный дефицит – в 57 регионах).

Расходы консолидированных бюджетов регионов увеличились на 14,8% и составили 15,577 трлн рублей, или 94,3% предусмотренных объемов. Доходы субъектов РФ в 2020 году также выросли по сравнению с 2019 годом на 9,8% и составили 14,901 трлн рублей (или 102% прогнозируемых объемов).

Рост доходов был обеспечен дополнительной поддержкой регионов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета (темп роста по сравнению с 2019 годом составил 153,9%).

При этом в течение всего года наблюдалась отрицательная динамика поступлений по налогу на прибыль организаций: на конец года сокращение составило 12,8%.

Положительная динамика отмечалась по НДФЛ (темп роста — 107,5%), акцизам (105,6%) и по группе налогов на имущество (100,5%).

Совокупный государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований составил на 1 января 2021 года 2,883 трлн рублей. По сравнению с началом года он увеличился на 390,2 млрд рублей, или на 15,7%.

Из общего объема на государственный долг субъектов РФ приходится 2,496 трлн рублей. Это является максимальным значением за последние 10 лет. Государственный долг в субъектах РФ увеличился в 48 регионах, снизился – в 25, не изменился – в 11, отсутствует – в г. Севастополь. Госдолг муниципальных образований составил 387,4 млрд рублей.

По итогам 2020 года Счетная палата отмечает: зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета сохраняется.

По мнению директора Центра региональной политики РАНХиГС Владимира Климанова, межбюджетные трансферты из федерального бюджета стали одним из ведущих факторов повышения резилиентности (шокоустойчивости) региональных бюджетов в 2020 году.

При этом эксперт отмечает, что в целом, несбалансированности региональных бюджетов удалось не допустить.

«Дальнейшее развитие ситуации будет во многом зависеть от эффективности мер по активизации экономики и нормализации ситуации в постпандемийный период», – заключил Владимир Климанов.

Подробнее о консолидированном бюджете – в специальном разделе доклада.

Внебюджетные фонды

1. ПФР

В 2020 году расходы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) составили 9,727 трлн рублей. Доходы были исполнены в объеме 10,303 трлн рублей, из них страховые взносы – 5,459 трлн рублей.

Из федерального бюджета — 4,788 трлн рублей. Это на 1,566 трлн рублей (на 48,6%) больше, чем в 2019 году.

В структуре трансфертов, поступивших в бюджет ПФР из федерального бюджета (представлена на диаграмме), основная доля (53,4%) приходится на финансирование страховых пенсий.

Из-за введения со II квартала карантинных мероприятий и установки льгот по уплате страховых взносов (в рамках поддержки отдельных предприятий и отраслей экономики) поступление таких взносов снизилось на 211,247 млрд рублей. В результате 206,583 млрд рублей недопоступили на выплату страховых пенсий.

При этом в 2020 году на 854,816 млрд рублей был увеличен межбюджетный трансферт на ОПС.

В связи с чем в бюджете ПФР сформировался профицит в объеме 575,642 млрд рублей (при прогнозируемом дефиците 209,176 млрд рублей).

На начало 2021 года остаток средств на счете бюджета ПФР по распределительной составляющей составил 901,437 млрд рублей, это позволит покрыть дефицит бюджета фонда в 2021 – 2022 годах.

Численность пенсионеров, по данным фонда за 9 месяцев 2020 года, уменьшилась на 206,41 тыс. человек и составила 43,346 млн человек.

Число работающих пенсионеров сократилось на 336,87 тыс. человек и составило 8,98 млн человек.

Средний размер страховой пенсии по старости неработающего пенсионера после индексации (6,6%) составил 16 500,18 рубля.

Государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал получили 1 207,9 тыс. семей с детьми.

Подробнее о бюджете ПФР – в специальном разделе доклада.

2. ФСС

За 2020 год кассовое исполнение бюджета ФСС по доходам составило 551,332 млрд рублей, или 67,9% от прогнозируемого объема. Из них страховые взносы по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) составили 352,335 млрд рублей, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСПиПЗ) – 127,752 млрд рублей.

Расходы фонда были исполнены в объеме 686,693 млрд рублей. Значительнее всего в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности по страхованию на случай ВНиМ.

Бюджет ФСС был исполнен с дефицитом в 135,360 млрд рублей (дефицит по страхованию на случай ВНиМ – 214,938 млрд рублей и профицит по страхованию от НСПиПЗ – 35,158 млрд рублей).

На погашение дефицита по страхованию на случай ВНиМ был израсходован резерв по страховым взносам от НСПиПЗ. В результате, данный резерв за 2020 год уменьшился в 4,5 раза и составил 43,955 млрд рублей.

Счетная палата обращает внимание, что Правительство РФ, в том числе учитывая рекомендации ведомства, подготовило проект постановления о направлении из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС в 2021 году в объеме 68,551 млрд рублей.

Подробнее о бюджете ФСС – в специальном разделе доклада.

3. ФОМС

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) поступили доходы в размере 2,392 трлн рублей, из них на взносы на обязательное медицинское страхование были равны 2,132 трлн рублей.

Расходы исполнены в размере 2,360 трлн рублей, в том числе территориальным ФОМС перечислены субвенции в объеме 2,225 трлн рублей. Нормированный страховой запас на 2020 год сформирован в объеме 21,058 млрд рублей.

Подробнее о бюджете ФОМС – в специальном разделе доклада.

Мнения экспертов могут не совпадать с официальной позицией Счетной палаты РФ.

Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

 Kdpconsulting.ruKdpconsulting.ru

Сумма доходов федеральной казны в будущем году — 18,8 триллионов рублей. Планируемые расходы заметно выше — 21,52 триллиона рублей.

Дефицит казны — 2,75 триллиона рублей. Это 12,8% всех расходов. Государство сможет заработать только 7 из 8 рублей, которые планирует потратить.

Большую часть денег на финансирование этого дефицита государство найдёт внутри страны — почти 2,74 триллиона. В основном это будут заимствования в виде гособлигаций. Также 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния.

Ещё немного денег будет получено за счёт внешнего заимствования — в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов. Из чего будут складываться доходы

Нефтегазовые доходы принесут примерно каждый третий рубль в казну — они составят 31,9% доходной части, или 6 триллионов рублей.

Что касается прочих видов доходов, то для граждан страны прежде всего будет интересно то, как государство собирается извлекать дополнительную “копеечку” везде, где можно.

Вот какие новации затронут обычных россиян: прогрессивная ставка подоходного налога для тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год — с суммы, которая превышает эту планку, будут взимать 15% налога, на первые 5 миллионов годового дохода начислят стандартные 13% НДФЛ;

подоходный налог на проценты по крупным банковским вкладам;

“ускоренная индексация” акцизов на табачную продукцию — акциз на сигареты и другие никотинсодержащие изделия в 2021 году планируют повысить сразу на 20%;

прочие акцизы вырастут согласно прогнозу инфляции — на 3,7%. Всего в 2021 году планируют собрать 60 миллиардов рублей в виде подоходного налога с россиян. Акцизы составят 950 миллиардов доходов, налог на прибыль организаций — 1,2 триллиона рублей. Все существующие госпошлины принесут казне 94 миллиарда рублей.

Почти 4,5 триллиона рублей доходов — это НДС, который мы ежедневно оплачиваем при покупке почти всех товаров и услуг. Эта статья доходов по размеру вполне сравнима со всеми нефтегазовыми доходами страны. К разговору о том, насколько государство зависит от недр, а насколько его содержат сами граждане. Структура расходов бюджета России в 2021 году

Самое интересное всегда — то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.

В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке — это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.

Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.

Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год — это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” — это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.

Раздел “Социальная политика” — это 5,6 трлн руб, или 26% всех расходов. Фактически ровно столько, сколько получат армия, полиция и спецслужбы.

Не забудем о расходах на чиновников. Раздел “Общегосударственные вопросы” — это 7,4% расходов, или 1,6 трлн руб. Справедливости ради отметим — именно по этой статье расходов в 2021 году планируются самые серьёзные сокращения. В 2020 году на это уйдёт более, чем вдвое большая сумма — 3,6 трлн руб.

Огромный раздел расходов — “Национальная экономика”. На него планируется потратить 3,3 трлн руб., или 15,5% расходной части бюджета.

Всем прочим расходным статьям достаются крохи: ЖКХ — 322 млрд руб. (1,5%).

Охрана окружающей среды — 335 млрд руб. (1,6%).

Образование — 1,1 трлн руб. (5%).

Культура — 135 млрд руб. (0,6%).

Здравоохранение — 1,1 трлн руб. (5,2%).

Физическая культура и спорт — 65 млрд руб. (0,3%). Отдельно обращает на себя внимание раздел расходов “Средства массовой информации”. Он один из немногих, по которым финансирование в 2021 году вырастет. СМИ (читай — пропагандисты) получат 102,8 млрд руб., или 0,5% всех расходов бюджета. Это чуть меньше, чем вся российская культура, и в полтора раза больше, чем весь спорт.

Один только Первый канал получит от государства на 6 миллиардов рублей больше, чем в 2020 году. ВГТРК получит дополнительные 3,6 млрд руб. Russia Today получит дополнительные 776 миллионов. Силовики – снова один из основных приоритетов государства.

Расходы на национальные проекты

На все существующие нацпроекты в 2021 году собираются потратить более 2,2 триллионов рублей, или больше 10% всех расходов бюджета.

Вот как будут распределены эти деньги по конкретным нацпроектам: Демография — 742,5 трлн руб.

Здравоохранение — 243,2 трлн руб.

Образование — 171,6 трлн руб.

Жилье и городская среда — 102,6 трлн руб.

Безопасные и качественные автомобильные дороги — 117,4 трлн руб.

Производительность труда и поддержка занятости — 6,4 трлн руб.

Цифровая экономика РФ — 150,2 трлн руб.

Культура — 21,7 трлн руб.

Малое и среднее предпринимательство — 56,3 трлн руб.

Международная кооперация и экспорт — 97,5 трлн руб.

Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры — 373,4 трлн руб. Более подробно изучить проект федерального бюджета России на 2021 год можно на официальном сайте Госдумы. Документ выложен здесь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *