Правомерен ли отказ в контрактной службе, из за категории БЗ, поставленной стоматологом?

Правомерен ли отказ в контрактной службе, из за категории БЗ, поставленной стоматологом?

Как отказать кандидату, который не подходит по одному или нескольким требованиям вакансии, так, чтобы дело не дошло до суда? Что можно и что нельзя писать в отказах соискателям? Когда работодатель не только может, но и обязан отказать кандидату? Объясняет Юрий Донников, директор юридического департамента комплаенс hh.ru.

Главное, что важно понимать работодателю:

  1. Сам по себе отказ на отклик кандидата на сайте по поиску работы, если он не содержит какого-либо обоснования отказа, не может быть оспорен в суде.
  2. Закон не запрещает работодателям отказывать в заключении трудового договора.
  3. Но важно, чтобы отказ был обоснованным.
  4. Иногда отказывать не просто можно, а даже нужно, т.к. самим законом установлены ограничения в приеме на работу для определенных категорий соискателей и для ряда работ.

Вот несколько тонкостей, которые стоит знать, чтобы избежать неприятных последствий отказов и не бояться отказывать там, где это обосновано.

Отказывать на отклик на сайте по поиску работу ㅡ безопасно

Если соискатель отправил свой отклик в ответ на размещенную на сайте вакансию ㅡ это еще ни к чему не обязывает работодателя.

Обоснованность отказа в приеме на работу судами принимается во внимание, когда такой отказ сделан после получения работодателем заявления о приеме на работу от соискателя либо после того, как соискатель запросил письменное обоснование к отказу и его работодатель предоставил ему.

Отправка резюме и отклик на сайте по поиску работы таким заявлением о приеме на работу не являются, даже если описанный в резюме опыт соискателя полностью соответствует требованиям вакансии.

Бывали случаи, когда соискатели обращались в суд с требованием обязать работодателя обосновать отказ в приеме на работу только по отправленному соискателем резюме, в том числе через работный сайт, однако в этих делах суды вставали на сторону компании-работодателя.

Судебная практика:

  • Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 04.07.19 по делу № 33-3764/2019;
  • Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 10.06.19 по делу № 33-3175/2019;
  • Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 29.05.19 по делу № 33-2846/2019;
  • Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 10.04.19 по делу № 33-1991/2019).

Вы имеете полное право отказывать кандидатам на этапе отклика на вакансию. На основании только отклика соискателя на вакансию обязанности объяснять причины отказа каждому конкретному кандидату нет. Если все-таки решили обосновать отказ, убедитесь, что ваши формулировки не идут вразрез с правилами, установленными Трудовым кодексом.

Когда работодатель не имеет права отказывать кандидатам

Итак, на каком основании отказать нельзя?

Начнем с того, что любое требование к кандидатам, указанное в вакансии, должно быть действительно необходимым для выполнения работы. Можно указывать определенные деловые качества, обусловленных спецификой работы. Кандидатам, которые не обладают необходимыми для данной работы деловыми качествами, можно смело отказывать.

Примеры деловых качеств можно увидеть, в частности, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 или в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Требование, которое не связано с деловыми качествами (например, о том, что нужен кандидат определенного пола, возраста, национальности, внешности и так далее) может быть расценено как дискриминация. И отказ на этом основании ㅡ тоже.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (абз. 2 ст. 3 ТК РФ).

Под деловыми качествами работникаследует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправепредъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

Отсутствие у кандидата определенного опыта ㅡ обоснованная причина отказа, это подтверждает и судебная практика. Например, в вакансии указано требование ㅡ опыт работы 3-5 лет, а кандидат считает, что это необоснованно, и на самом деле он, имея опыт в один год, тоже подходит. В судебной практике был такой пример, и суд встал на сторону работодателя.

Законом запрещена и дискриминация по имущественному признаку, ведь работодатель обязан обеспечить сотрудников всем, что им необходимо для выполнения рабочих задач (если, конечно, речь идет именно о трудовых отношениях).

Вы не можете отказать в приеме на работу, например, водителю на основании того, что у него нет личного автомобиля, или сборщику мебели, потому что у него нет своих инструментов.

А вот наличие определенного опыта, образования, квалификацииㅡ это деловые качества, необходимые для эффективного выполнения работы. Их отсутствие ㅡ основание для отказа.

Можно отказывать из-за отсутствия Нельзя отказывать на основании
Определенной профессии, специальности, квалификации Пола, возраста, внешности, цвета кожи
Определенного опыта Места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации в определенном городе)
Определенного образования Отсутствия определенного имущества (автомобиля, инструментов, оборудования)
Навыков работы на компьютере (если должность это подразумевает) и иных навыков, необходимых для выполнения рабочих задач Наличия или отсутствие детей
Владения одним или несколькими иностранными языками (если должность это подразумевает) Отношения к религии
Водительского удостоверения определенной категории, если характер работы подразумевает управление транспортным средством Личных убеждений
Состояния здоровья, если это важно для работы на конкретной должности Принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам

Всё это ㅡ не закрытый перечень обстоятельств. Решение о том, является ли требование работодателя правомерным основанием для отказа в конкретном случае, может приниматься в каждом конкретном деле.

Отказ на основании отсутствия деловых качеств будет считаться обоснованным, только если они действительно соотносятся с характером работы. Например, наличие водительских прав определенной категории может быть ключевым требованием для вакансии водителя, но требовать того же от бухгалтера незаконно.

Кому еще нельзя отказывать:

  • работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ст. 64 ТК РФ);
  • лицам, избранным на должность (ст. ст. 16, 17 ТК РФ);
  • лицам, избранным по конкурсу на замещение соответствующей должности (ст. ст. 16, 18, 332 ТК РФ);
  • лицам, в пользу которых вынесено судебное решение о заключении трудового договора (ст. 16 ТК РФ);
  • людям с инвалидностью, направленным на трудоустройство в счет квоты рабочих мест (ст. 16 ТК РФ, ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);
  • женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст.64 ТК РФ).

Когда допустимо отказывать кандидатам

Прием на работу ㅡ не обязанность, а право. Соискатели иногда полагают, что раз в компании открылась вакансия, значит, работодатель обязан принять на эту должность первого же кандидата, который формально соответствует всем требованиям. Но на самом деле трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности немедленно по мере их возникновения.

Если на вакансию программиста поступило, например, 10 откликов, вы имеете полное право выбрать одного наиболее подходящего по всем параметрам кандидата, а остальным отказать просто на основании того, что эта позиция ㅡ одна, и подбор у вас уже закрыт.

Судебной практике (Апелляционное определение Приморского краевого суда от 11.09.

2018 по делу № 33-8553/2018) известно дело, когда воспитательница детского сада попыталась оспорить официальный отказ при приеме на работу, потому что на работу приняли не ее, а другого человека с чуть меньшим опытом работы.

Суд не признал этот отказ необоснованным, так как у работодателя есть полное право выбирать между кандидатами, учитывая разные критерии и обстоятельства.

Сам факт размещения вакансии на сайте по поиску персонала ни к чему не обязывает. Он не всегда означает, что в компании открыта вакантная должность прямо сейчас: иногда вакансию размещают для исследования рынка ㅡ например, когда вы начинаете работу в новом регионе и хотите лучше понять уровень кандидатов и их зарплатные ожидания.

Еще одно довольно распространенное убеждение соискателей — что работодатели обязаны обосновать каждый отказ. Нет, в большинстве случаев отказ обосновывать не нужно.

Когда вы обязаны обосновать свой отказ: только если кандидат направил вам об этом письменное требование. Причем речь о требовании на бумаге, с подписью, а не о письме по электронной почте или звонке по телефону. Причину отказа нужно будет сообщить также письменно в течение 7 рабочих дней с момента получения такого письма.

Что грозит за необоснованный отказ

За необоснованный отказ работодателю может грозить два вида ответственности ㅡ административная или (в особых случаях) уголовная.

Ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу

Правомерен ли отказ в контрактной службе, из за категории БЗ, поставленной стоматологом?

Соискатели также могут обжаловать отказ в суде. На практике чаще всего бывает так: соискатель обращается в суд, требуя у работодателя заключить с ним трудовой договор, выплатить заработную плату за период с того момента, как состоялось собеседование (но его не приняли на работу), а также выплатить компенсацию морального вреда и каких-либо связанных с отказом расходов (например, на проезд к месту проведения собеседования, если человек из другого города).

Читайте также:  Возмещение ущерба после ДТП в отношении пострадавшего

Если суд признает отказ необоснованным, он обяжет компенсировать соискателю понесенные расходы. Практика по присуждению компенсации за моральные страдания у нас в стране очень неоднородная ㅡ здесь всё зависит от конкретной ситуации и даже от региона. Но в любом случае о крупных суммах речи не идет.

А вот требование заключить трудовой договор суды практически всегда отклоняют, мотивируя тем, что можно обжаловать сам факт необоснованного отказа, но не факт незаключения трудового договора.

Когда работодатель не только может, но обязан отказать

Есть случаи, когда работодатель не просто может, но и должен отказать кандидату, потому что определенный вид деятельности запрещен законом для определенных лиц или законодательством предусмотрены иные ограничения.

Когда отказать не только можно, но и нужно

Причина отказа Законное обоснование
Кандидату меньше 16 лет Для труда работников младше такого возраста закон предусматривает ограничения — в частности, у них продолжительность рабочего дня может быть не более 4-5 часов, и работать они могут лишь без ущерба учебе, например, в каникулы (ст. 63, 94 ТК РФ). Если работа не предполагает возможности обеспечить такие ограничения, кандидата принимать нельзя
Кандидату меньше 18 лет Для лиц младше такого возраста также существуют ограничения (ст. 94, 96, 265 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»). Поэтому если данная работа возможности таких ограничений не предполагает, кандидату придется отказать
Деятельность попадает под ограничения по применению труда женщин Некоторые виды тяжелой работы и работы с вредными условиями труда запрещены для женщин с целью заботы об их здоровье (ст. 96, 253 ТК РФ): ● постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»;● приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» — начало действия с 01.01.2021
В связи с ограничениями для занятия педагогической деятельностью или деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних На подобные должности нельзя принимать кандидатов, которые были привлечены к уголовной ответственности за совершение определенных преступлений (ст. 331, 351.1 ТК РФ)
Деятельность попадает под иные ограничения, установленные в законодательстве Например, статья 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае близкого родства с иным сотрудником, если работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, или наличия иностранного гражданства
Кандидат лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью Это касается кандидатов: ● которые не прошли обязательный медицинский осмотр (ст. 69, 213, 266,324 ТК РФ, Перечень, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н); ● не предъявивших документов, необходимых для приема на работу (ст. 65, 283 ТК РФ); ● в качестве уголовного наказания лишенные права занимать определенные должности (ст. 47 УК РФ);● дисквалифицированные (ст. 3.11 КоАП РФ)
Кандидат ㅡ иностранный гражданин, а у вас не выполнено условие о квоте на прием иностранной рабочей силы Для приема на работу в организации должна быть квота на прием иностранной рабочей силы. Исключение ㅡ граждане стран, с которыми заключен международный договор (Белоруссия, Киргизия и др.) ● См. ст. 13, 14, 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Создание контрактной службы по 44‑ФЗ

Одно из требований Федерального закона № 44-ФЗ — создание контрактной службы либо назначение контрактного управляющего. Разберем, чем занимается контрактная служба и для чего заказчику комиссии

Контрактная служба  — это, скорее, возлагаемый функционал, чем название подразделения, осуществляющего закупки для государственных и муниципальных нужд.

Контрактная служба действует на основании оформленного Положения о контрактной службе (регламенте), которое разрабатывается на основе Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 года.

Контрактная служба заказчика создается в случае, если совокупный годовой объем закупок, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Если у заказчика отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей, назначается контрактный управляющий (ч. 2 ст. 38 44-ФЗ).

Не обязательно создавать специальное структурное подразделение: контрактная служба может работать и без образования такового (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения). 

Вопрос: может ли один заказчик создать несколько контрактных служб?

Ответ: Законом № 44-ФЗ, а также Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года № 631 не предусмотрено право заказчика создавать несколько контрактных служб. Следовательно, заказчик не вправе создавать несколько контрактных служб.

Состав контрактной службы заказчика

Заказчик должен самостоятельно утвердить структуру и определить численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).

Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.

Контрактная служба и контрактный управляющий

Кадровые аспекты, организация работы

Посмотреть видео

Важно! Если включение отдельных сотрудников в состав контрактной службы связано с изменением или расширением их трудовой функции, а, следовательно, с изменением трудового договора, то такое включение может осуществляться только с согласия указанных сотрудников и при условии внесения соответствующих изменений в их должностные инструкции.

Вопрос: Вправе ли заказчик включить лицо в состав контрактной службы (назначить контрактным управляющим) на основании гражданско-правового договора (договора ГПХ)?

Ответ: Нет, не вправе. Согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика. То есть, функции сотрудников контрактной службы не могут быть возложены на лиц, не состоящих в трудовых или служебных отношениях с заказчиком. С этим мнением согласен Минэкономразвития России в Письме от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834.

Требования к образованию сотрудников контрактной службы

Минэкономразвития России в Письме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539 разъяснил, что после 1 января 2017 года все работники контрактной службы должны будут иметь либо высшее образование (без учета профиля), либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (Письма Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841,  от 13.05.

2016 № Д28и-1220). В совместном письме Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций» есть рекомендация установить минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.

3 Методических рекомендаций). 

Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. В состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются:

  • лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок,
  • лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

То есть, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок, но обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (Письма Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 N Д28и-777).

Обучение для поставщиков по 44-ФЗ

Повышение квалификации онлайн, 128 ак.часов, Удостоверение

Посмотреть программу

Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 № Д28и-1129).

Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Приказ о создании контрактной службы заказчика

Организация приняла решение о создании контрактной службы. Форма принятия такого решения Законом № 44-ФЗ не установлена. Как правило, оно оформляется в виде приказа: в произвольной форме, на бумажном носителе.

Что необходимо указать в приказе:

  1. фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
  2. структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
  3. срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Чем занимается контрактная служба и контрактный управляющий

Контрактная служба и контрактный управляющий осуществляют организацию всего цикла закупок для нужд заказчика: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Читайте также:  Сроки подачи надзорной жалобы

Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ – вебинар в Школе электроных торгов

На этапе планирования закупок контрактная служба (контрактный управляющий) разрабатывает план закупок, план-график закупок, вносит изменения, размещает документацию в ЕИС. Кроме того, контрактная служба обеспечивает подготовку обоснования закупок, определяет и обосновывает НМЦ, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Функции контрактной службы при определении поставщиков:

  • выбор способа, уточнение НМЦ, организация подготовки описания объекта закупки;
  • подготовка извещений, документации, проектов контрактов, протоколов заседаний комиссий;
  • организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий;
  • обеспечение предоставления преимуществ уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов, закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО);
  • разъяснение положений документации;
  • обеспечение сохранности конвертов, обеспечение аудиозаписи, хранение документов;
  • обеспечение согласования с единственным поставщиком;
  • обеспечение заключения контрактов, включение в РНП уклонившихся участников закупок.

При исполнении, изменении, расторжении контракта контрактная служба занимается:

  • приемкой товаров, работ, услуг (ТРУ), организацией оплаты и экспертизы ТРУ;
  • взаимодействием с поставщиком при изменении, расторжении контракта, применением мер ответственности, в том числе включение в РНП;
  • размещением в ЕИС отчета об исполнении контракта; составлением и размещением в ЕИС отчета об объеме закупок у СМП и СОНО;
  • организует консультации с поставщиками, а также обязательное общественное обсуждение закупок;
  • участвует в обсуждении требований к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам;
  • разрабатывает проекты контрактов, в том числе типовых;
  • проверяет банковские гарантии и информирует об отказе в принятии гарантии; организует уплату денежных сумм по банковской гарантии;
  • организует возврат средств, внесенных в качестве обеспечения.

Комиссии заказчика

Для процедуры определения поставщиков заказчик создает комиссию по осуществлению закупок — это орган, работающий на коллегиальной основе, который создается заказчиком для определения поставщиков, если закупки осуществляются конкурентными способами.

Для закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 44-ФЗ).

Согласно действующему законодательству, заказчик вправе создать комиссию как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика (единая комиссия).

Законом 44-ФЗ ограничено только минимальное число членов комиссии, в то время как максимальное их число не ограничено. Требования к минимальному числу членов комиссии: не менее пяти человек для конкурсных, аукционных, единых комиссий, не менее трех человек — остальные комиссии.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ) – то есть большинство членов комиссии должны обладать знаниями и опытом в сфере закупок.

Если планируемые закупки не имеют конкретной специфики, а также не требуется участие в работе комиссии определенных специалистов, рекомендуется создать единую комиссию для осуществления всех закупок, вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ: основания и процедура оформления

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Причины отказа от заключения контракта по 44-ФЗ в 2020 году для поставщика
  • Ответственность поставщика при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ
  • Порядок отказа от заключения контракта по 44-ФЗ для поставщика-победителя
  • Основания для отказа от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ
  • Алгоритм действий при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ по решению заказчика
  • Об обжаловании отказа от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны госзаказчика
  • О последствиях для заказчика при неправомерном отказе от заключения контракта по 44-ФЗ

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ может инициироваться и поставщиком, и заказчиком. Необходимо отметить, что эта возможность является более выгодной для заказчика, который поддерживается целым списком веских оснований для отказа. В то время как поставщику отказаться от заключения контракта почти всегда означает попасть в реестр недобросовестных партнеров.

Согласно закону 44-ФЗ, возможность отказа предоставляется заказчику даже после окончания конкурсной процедуры, объявления победителя и внесения протокола в ЕИС. Однако и в этом случае есть нюансы. Обо всех особенностях отказа и для заказчика, и для поставщика мы расскажем в этой статье.

Причины отказа от заключения контракта по 44-ФЗ в 2020 году для поставщика

Иногда потенциальные исполнители, принимающие участие в торгах в рамках закона 44-ФЗ, не хотят подписывать соглашение на предоставление ТРУ. Обычно подобные действия объясняются следующими причинами:

  1. Во время заключения договора поставщик понимает, что не сможет выполнить условия, указанные в документации, либо что такая работа не принесет ему желаемого дохода. В подобном случае все проблемы связаны с его недостаточной внимательностью при подготовке к тендеру, то есть при ознакомлении с ТЗ, контрактом, извещением. Также причина отказа от заключения контракта по 44-ФЗ может быть связана с техническими ошибками, допущенными во время расчета рентабельности и суммы, до которой исполнитель готов снизить свою цену в процессе торгов. Либо могут быть виноваты технические специалисты, допустившие ошибки во время аукциона.
  2. Наблюдается резкий и внезапный рост цен на продукцию или материалы, что может быть связано с изменением курса американской валюты, общей ситуацией в сфере экономики. В результате работа по контракту становится невыгодной.
  3. Приложения к основному договору дополнены новыми требованиями покупателя. Такие действия могут привести к непредсказуемым и очень долгим судебным тяжбам. В приложениях к контракту, допустим, заказчик решил не обозначать некоторую часть технического задания, в результате чего критерии оценки выполненных работ теряют однозначность.
  4. Продавец неожиданно для себя выиграл сразу несколько торгов, но не имеет финансовых и технических возможностей, чтобы выполнить все необходимые заказы. Нередко неопытные исполнители только учатся работать в системе госзакупок и вдруг становятся победителями тендера. Причина в том, что никто из остальных участников не был готов работать на подобных условиях.
  5. Заказчик не хочет работать с конкретным исполнителем и всеми силами дает ему понять, что такое партнерство не приведет к нормальному завершению работ и подписанию приемочных бумаг.
  6. Невозможно производство товара в единственной компании, что связано с пожаром, банкротством и иными серьезными обстоятельствами.

В итоге исполнитель может прибегнуть к отказу от заключения контракта по 44-ФЗ.

Ответственность поставщика при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ

Победивший в тендере поставщик обязан подписать договор на предоставление ТРУ, даже если у него нет товаров или финансов для предоставления обеспечения либо не функционирует оборудование, используемое в процессе производства.

К серьезным причинам для выхода из сделки не относят изменение изначально запланированных условий. Под последним понимается резкий скачок курса валюты, лишающей исполнителя выгоды при закупке зарубежной продукции. Также это может быть ситуация, когда у продавца нет ресурсов для выполнения условий.

Покупатель не станет заставлять вторую сторону соглашения закрепить сделку в случае отказа последнего от заключения контракта по 44-ФЗ после проведения, например, аукциона. Однако продавцу нужно понимать, что за подобным его решением последует наказание:

  • Присвоение организатором тендера обеспечения поданной на торги заявки.
  • Включение компании исполнителя в РНП. В таком случае она не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках. Дело в том, что организаторы торгов подобного уровня обычно работают только с претендентами, отсутствующими в данном реестре.

Если исполнитель не собирается осложнять свою дальнейшую профессиональную деятельность, он должен контролировать ход закупки, а также корректировки, вносимые в документацию по тендеру, чтобы успеть отозвать свою заявку.

Санкции действуют на поставщиков, решившихся на отказ от заключения контракта по 44-ФЗ. Также наказываются исполнители, которые не успели подписать бумаги до конца выделенного на это срока, не передали покупателю сумму обеспечения, документы, необходимые для корректировки изначального договора в соответствии с предложенными победителем условиями.

При подобном стечении обстоятельств заказчик предлагает место исполнителя участнику, занявшему вторую позицию. Отметим, что нового поставщика не могут наказать при отказе от сделки.

При использовании формата запроса котировок договор заключается с победителем или с исполнителем, которому было присвоено второе место. Этот участник получает возможность заключить сделку, если зафиксирован отказ от заключения контракта по 44-ФЗ от выигравшего поставщика. При этом последнего заносят в реестр недобросовестных исполнителей.

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ не всегда влечет за собой наказание для поставщика. Чтобы не попасть в РНП, необходимо действовать в соответствии с установленными законом основаниями. Так, причинами для того, чтобы не подписывать документы, могут быть судебные разбирательства, обстоятельства непреодолимой силы, а именно стихийные бедствия, вооруженные конфликты, пр.

Читайте также:  Возможно ли открытие счета в возрасте 16 лет?

Порядок отказа от заключения контракта по 44-ФЗ для поставщика-победителя

Нежелание продавца подписывать соглашение с заказчиком может выражаться активными действиями или полным бездействием. Во втором случае он не подписывает документы за выделенное на это время либо задерживает обеспечение.

Принцип действия исполнителя зависит от причины для отказа:

  1. При появлении обстоятельств непреодолимой силы поставщику необходимо передать покупателю информацию о случившемся не позже, чем в течение дня. Уведомление отправляется в письменном виде. В нем отмечается причина отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, реквизиты закупки. Разрешается передать документ заказчику либо прибегнуть к почтовым услугам.
  2. Можно договориться с покупателем, чтобы отказ от сделки не привел к крайне неприятным для исполнителя последствиям. В этом случае контракт изначально подписывается, а после расторгается по соглашению сторон.
  3. Если отказ от заключения договора вызван неточностями в тексте документа, то заказчику отправляется протокол разногласий. При этом поставщик должен соблюсти сроки подписания документов. Далее покупатель может скорректировать текст.

В обязанности заказчика входит передача в ФАС данных продавца, решившего избежать сделки по результатам тендера. В противном случае первого ждет административная ответственность в виде штрафа. Когда информация направлена в антимонопольную службу, поставщик может быть внесен в РНП – через два года его удалят из данного списка.

Исполнитель может постараться доказать, что невиновен в произошедшем, направив жалобу в ФАС либо иск в суд. Если ему повезет, то фирму удалят из указанного выше списка.

Основания для отказа от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны заказчика допускается в установленных законом случаях:

  • Победителем были предоставлены ложные сведения о ТРУ либо о соответствии товара техническим и другим характеристикам, прописанным в извещении по тендеру (ч. 9 и ч. 10 ст. 31). Если заказчик понял, что ему дали неверные данные после размещения в ЕИС итогового протокола с результатами закупки, он может отказаться от заключения контракта с исполнителем.
  • Поставщик-победитель конкурса не подписал документы в течение десяти дней – срок зафиксирован в ст. 54 закона о госзакупках. Покупатель может обратиться в суд, чтобы возместить свои убытки, которые превышают размер предоставленного обеспечения заявки. Далее договор подписывается с участником, который был признан вторым во время тендера. Бывает, что аналогичная ситуация складывается после того, как были озвучены итоги аукциона, и стороны не подписывают бумаги за десять дней. Тогда считается, что победитель уклонился от сделки. Заказчик может направить жалобу в суд, чтобы вернуть сумму расходов, превышающую обеспечение. По закону 44-ФЗ, у поставщика отсутствует право игнорировать подписание контракта.
  • Если победитель не успел передать обеспечение до окончания срока подписания бумаг, заказчик должен отказать ему в сделке. Далее поставщик получает статус уклонившегося по ч. 5 ст. 96. Если во время тендера цена снизилась минимум на четверть от НМЦК, продавец должен предоставить ОИК сопроводительную информацию (ч. 2 ст. 37), расчеты, на которых он основывался, когда соглашался на данную оплату ТРУ (ч. 9 ст. 37).

Алгоритм действий при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ по решению заказчика

Для отказа от заключения контракта по 44-ФЗ покупатель должен:

  1. За три дня подготовить, передать информацию в УФАС. В противном случае ему грозит штраф 15 000 рублей, если речь идет о должностном лице, и от 100 000 до 500 000 рублей для юридического лица по ст. 19.7.2 КоАП.
  2. Опубликовать протокол отказа от контракта в ЕИС, заверенный каждый участником комиссии, – на это дается день. В бумагах необходимо отметить время, дату составления, реквизиты победившего поставщика и обоснование такого решения заказчика (ч. 11 ст. 31 закона 44-ФЗ).
  3. Не позже, чем через два дня передать поставщику его экземпляр.
  4. Возвратить обеспечение не дольше, чем за 5 рабочих дней.

Обжалование отказа от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны госзаказчика

Поставщик может обжаловать отказ заказчика от сделки, о чем говорится в ч. 12 ст. 31 закона 44-ФЗ. Порядок для таких действий победителя тендера установлен в 6 главе этого закона.

Подать жалобу в суд на незаконные действия, имеющие отношение к отказу от заключения контракта по 44-ФЗ, можно до завершения срока такого контракта.

При составлении жалобы исполнитель должен учитывать ряд требований интересующего нас ФЗ:

  • Жалоба обязательно подается в письменном виде, но может иметь произвольную форму. При этом в ней необходимо зафиксировать все сведения, которые требует закон 44-ФЗ.
  • В направляемом в суд документе обязательно прописывается информация о компаниях участника и заказчика, а именно фирменное наименование, место нахождения, контактные данные. Необходимо подробно, с указанием всех деталей, изложить суть действий стороны-нарушителя. Также важно зафиксировать все реквизиты закупки, во время осуществления которой возникли проблемы.
  • Жалобу передают проверяющей инстанции вместе с бумагами, способными подтвердить ее обоснованность. Все подобные документы не только прикладывают к претензии, но и перечисляют в тексте.

После того как весь необходимый пакет собран, уполномоченный представитель исполнителя ставит подпись под жалобой. Чтобы подтвердить полномочия этого лица, нужно прикрепить копию соответствующего документа.

Если при подготовке жалобы были соблюдены не все требования закона 44-ФЗ, проверяющие имеют право отказать в ее рассмотрении. Еще одна причина для отказа – наличие подписи под документом лица, не имеющего законного права на подобные действия. Жалоба не будет рассматриваться, если была подана позже отведенного на это периода времени.

Документы возвращают без рассмотрения в течение двух рабочих дней с момента подачи. При этом исполнитель получает отказ в письменной форме с причинами возврата.

Поставщик может обжаловать, опираясь на закон 44-ФЗ, любые действия государственного или муниципального заказчика, являющиеся незаконными, необоснованными, в основе которых лежат требования, неподкрепленные законодательными актами, а также бездействие.

Как показывает судебная практика, при обжаловании действий заказчика судебные инстанции и органы, регламентирующие госзакупки, часто становятся на сторону продавца. Но если для отказа от заключения контракта по 44-ФЗ существовала серьезная причина, не стоит даже тратить время на обжалование.

Иными словами, для наиболее плодотворной деятельности сторонам соглашения нужно знать все требования законов в области госзакупок и не нарушать их.

Неправомерный отказ от заключения контракта по 44-ФЗ: последствия для заказчика

Организатору торгов не стоит волноваться о последствиях внеплановой проверки антимонопольной службы, если закон 44-ФЗ дает ему возможность отказаться от заключения контракта. В противном случае наказание будет выбрано по ст. 7.32 КоАП.

Отсутствие в ЕИС проекта соглашения после отведенного для размещения срока определяется как незаконное уклонение покупателя от сделки. Подобным образом проверяющие рассматривают и пропуск сроков подписания бумаг.

Для должностных лиц указанная выше статья КоАП фиксирует штрафные санкции размером 50 000 рублей. Тогда как для юридических лиц они находятся на уровне 200 000 рублей.

Покупатель имеет право на отказ от заключения контракта в случаях, установленных законом 44-ФЗ. Также подобное решение необходимо подтвердить, указав конкретные причины.

Для исполнителя все сложнее – в большинстве случаев нежелание победителя подписывать документы по сделке приводит к его включению в РНП, после чего не способен участвовать в закупках.

Существует только два случая, когда поставщик законно может отказаться от предложения заказчика, не опасаясь последствий: при возникновении обстоятельств непреодолимой силы либо после вынесения судом соответствующего решения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *